Вернуться к обычному виду





Мгновенные сообщения XMPP

Резолюция II Московского открытого Конгресса просветительских организаций


24.03.2010

Резолюция II Московского открытого Конгресса просветительских организаций .

                                              РЕЗОЛЮЦИЯ

II  Московского открытого Конгресса общественных   просветительских организаций « Общественное просветительское движение. Участие в экономической модернизации  и развитии дееспособного гражданского общества».

 

За прошедшее время после I Конгресса общественных просветительских организаций в просветительском движении Москвы и страны  произошли позитивные изменения, продолжается восстановление и наращивание потенциала просветительских организаций.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев  в своём Послании Федеральному Собранию поставил вопрос о необходимости проведения в стране всесторонней модернизации,  основанной на ценностях и институтах демократии, обозначил главные направления этой масштабной работы.

В условиях действия разнонаправленных и противоречивых тенденций развития, связанных с мировым кризисом, предстоящие годы становятся временем серьезных испытаний. Кризис со всей жёсткостью показал, насколько дорого обходится отторжение инноваций и низкая производительность труда, расточительность ресурсов, косность и коррупция бюрократии, безответственность отечественного бизнеса.

Реализация программных положений Послания Президента Российской Федерации, а также задач, сформулированных в выступлениях Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, решающим образом связана с развитием человеческого фактора и широкой просветительской деятельностью.

В российской действительности много неприятных, трагических примеров разрушительного воздействия человеческого фактора, который  становится для нас «ахиллесовой пятой». О развитии человеческого капитала сказано много, написаны десятки монографий и диссертаций. Вся наша общественно-государственная система должна быть перенацелина на поиск талантливых и активных людей. Интеллектуальную экономику, экономику знаний способны создать только современные, образованные, умные люди.

При этом, кроме уровня подготовки и образованности, есть еще ряд важных граней: профессиональная и гражданская ответственность специалистов, руководителей, работников отраслей городского хозяйства, силовых и других структур; сложный комплекс задач для общественных организаций и движений, для всего гражданского сообщества, в том числе, для некоммерческого общественного сектора.

Серьезнейшим недостатком сегодняшней ситуации является явная переоценка административного ресурса и недооценка общественных институтов гражданского общества в развитии отечественного человеческого капитала, в общественно-политической жизни страны.

Модернизация России без укрепления гражданского и культурного измерения личности невозможна, она должна осуществляться в связке с укреплением нравственности в обществе. Модернизация должна осуществляться на основе фундаментальных ценностей. Нравственность - фундаментальная ценность, без которой нет человеческой личности.

Следовательно, мы должны так модернизировать страну, чтобы одновременно сохранять и укреплять нравственное измерение личной, семейной и общественной жизни.

Без привлечения общества, всех общественных институтов, опираясь только на государственные структуры и органы, невозможно инновационное развитие экономики и гражданского общества, невозможно создать благоприятную среду, формирующую высоконравственную личность.

    * * *

Отечественный и зарубежный опыт показывают, что формирование в обществе инновационной среды, стремления к непрерывному познанию, к сохранению природы и собственного здоровья, а также воспитание гражданской ответственности и правовой культуры, становятся результатом скоординированной деятельности и системной работы всех государственных структур и широкой общественности.

Главнейшим условием развития общественного просветительского движения в стране является развитие его массовости.

В ряде субъектов Российской Федерации возрождается практика принятия органами исполнительной власти программ поддержки и развития просветительской работы. Наиболее полно и последовательно эта работа проводится в Центральном федеральном округе, прежде всего, в Москве. Положительный опыт накоплен в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Челябинской области, Краснодаре, Якутии и др. регионах.     

                                                        * * *                                                        

В поликультурной Москве имеется уникальная система образования, библиотек, выставочных залов, больших и малых интеллектуальных центров, кабельное телевидение, сети Интернет и др. Успешно работает около тысячи общественных организаций и объединений, занимающихся просветительской деятельностью.

В связи с этим заслуживает пристального внимания недавно принятое Правительством Москвы Постановление № 1191-ПП от 03.11.2009г. «О комплексе мер по обеспечению государственной поддержки развития просветительской деятельности в городе Москве на 2009-2012 гг.», которое стало крупным событием в просветительском движении, примером новаторского и системного подхода к решению проблем повышения дееспособности гражданского общества. Этот объёмный и масштабный документ был подготовлен совместно структурами Правительства города, активом и лидерами общественных просветительских организаций, его  ждала общественность не только столицы, но и других регионов России. Постановление получило высокую оценку участников и гостей Конгресса. Очень важно, чтобы этот комплексный и программный, по-своему уникальный для города документ, заработал в полной мере и как можно скорее.

В документе заложены идеи:

- координация просветительской деятельности структур городского Правительства и общественности;

-  существенное расширение в просветительской работе современных  технологий;

- поддержка и развитие сети организаций, призванных вести непосредственную работу с населением и обеспечивающих широкую массовость этой деятельности.

Успешным началом реализации Комплекса мер по обеспечению государственной поддержки развития просветительской деятельности в городе Москве на 2009-2012 гг. стало создание во всех административных округах города ячеек Московской просветительской общественной организации «Знание» (МПОО «Знание»), на которую, в соответствии с Постановлением, возложена задача по координации общественной просветительской деятельности в Москве.

                                                           * * *

Обмен мнениями участников II Московского открытого Конгресса общественного просветительского движения показывает, что в современной России складываются благоприятные условия и возможности для вовлечения в конкретную просветительскую деятельность многих общественно активных и профессионально подготовленных представителей интеллигенции.

                                                          * * *

Вместе с тем, участники Конгресса видят проблемы, недостатки и резервы  в развитии общественного просветительского движения (ОПД).  

 Во многих организациях не хватает специалистов для освоения новых технологий. Организации ограничены в доступе к СМИ. Слабо используются возможности сети Интернет, дистанционного обучения, новые издательские технологии. Не всегда обеспечивается оптимальное соотношение опытных и молодых сотрудников.

 Слабо развивается, а в некоторых случаях деградирует, региональная и филиальная сеть организаций, что снижает эффективность массовой работы с людьми.

 Недостаточно используются возможности ОПД для развития общественной дипломатии в работе с соотечественниками в СНГ и других странах.

 Большинство организаций не имеет стабильных источников финансирования, современных технических средств, испытывает серьёзные затруднения с необходимыми помещениями.

 Отсутствие достаточного материально-технического обеспечения для организации массовой, отвечающей на современные вызовы и угрозы просветительской деятельности, является основной причиной слабой вовлечённости в работу с населением большого числа подготовленных и активных представителей интеллигенции.

  По итогам прошедшей в рамках мероприятий Конгресса дискуссии, сформулирован ряд предложений по дальнейшему развитию  общественного просветительского движения.

    

        I.         Участники II Московского открытого Конгресса ОПД поддерживают предложения по решению следующих актуальных задач:

 

   -  применение в просветительской работе возможностей современных информационных технологий и сети Интернет;

   -   использование в просветительской работе уникальных отечественных достижений в сферах искусства, музейного дела, науки и техники, лучших традиций воспитания патриотизма, высокой нравственности и духовности, а также идей здорового образа жизни;

                  -     разработать и предложить для принятия участниками III Конгресса ОПД организационно-методические формы работы и нравственно-этические принципы  Хартии просветительского движения, в которой необходимо отразить основные традиции просветительства в нашей стране;

  -     развитие и укрепление региональной и филиальной сети ОПД - основы для обеспечения массовой просветительской работы с населением.

                    

II.         Отсутствие массовости в просветительской работе ведёт к отрыву наших интеллектуалов и от народа, и от реальной жизни, порождает невостребованность просветительского потенциала Москвы и других регионов.

Оргкомитет Конгресса с благодарностью отмечает, что  Правительством Москвы и Общественным советом города Москвы была предоставлена возможность проведения II Московского открытого Конгресса общественного просветительского движения в форме открытого Форума, в различных мероприятиях которого приняли участие представители из 30-ти регионов России.

                    Участники Конгресса рекомендуют во всех субъектах Российской Федерации и административно-территориальных делениях разработать программы модернизации и развития ОПД. Следует обобщить опыт просветительской работы Центрального федерального округа, прежде всего, Москвы, а также других регионов страны, и рекомендовать его для распространения.

                     В этой связи, участники Конгресса особо обращаются к Координационному совету по поддержке развития просветительской деятельности в  г. Москве с рекомендацией: уделять приоритетное внимание деятельности по отбору современных, наиболее эффективных форм массовой просветительской работы  с  населением, их обобщению и распространению в округах, районах, по месту жительства  и  в трудовых коллективах.

                     Опыт московского просветительства имеет важное значение, является примером для  совершенствования этой деятельности во всех регионах страны, вызывает большой интерес и у наших коллег за рубежом.

                    

III.               Участники Московского открытого Конгресса общественного просветительского движения  обращают особое внимание на необходимость активизации просветительской работы, направленной на усиление патриотического воспитания молодёжи и раскрытие всемирно-исторического вклада советского народа в разгром фашизма во Второй мировой войне.

  Особое значение эта работа приобретает в связи с приближающимся 65-летием Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне.

Необходимо давать решительный отпор участившимся попыткам реабилитации и возрождения фашизма во всех формах его проявления. Участников и гостей Конгресса глубоко возмутил акт вандализма в г. Кутаиси (Грузия), произошедший накануне открытия Конгресса - взрыв памятника воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. В связи с этим Конгрессом единогласно принято Обращение к Председателю Правительства Российской Федерации В.В.Путину, в котором выражается поддержка предложения о  восстановлении на Поклонной горе в столице нашего государства разрушенного в Кутаиси памятника.  

В преддверии 65-летия Победы в Великой Отечественной войне эта акция станет символом духовного единения всех народов, несокрушимости памяти о великой Победе. На этот благородный призыв откликнутся миллионы россиян, внуки и правнуки тех, кто в едином строю сражался с фашизмом.

 

IV.             Общественное просветительское движение, используя свой интеллектуальный потенциал, способно внести весомый вклад в развитие системы независимой общественной экспертизы с целью изучения и прогнозирования процессов укрепления институтов гражданского общества, совершенствования системы государственного управления, а также активизации их участия в реализации инновационных программ социально-экономического, общественного и гуманитарного развития отдельных регионов и всей страны.

 

V.           Важнейшей задачей современного развития ОПД является усиление кадровой работы, проведение глубокой технологической и интеллектуальной модернизации.  Необходимо обеспечить оптимальное соотношение в работе с людьми опытных и авторитетных  деятелей науки, производства, культуры,  образования и молодых учёных, специалистов, студентов и аспирантов. Авторитетной и статусной должна быть фигура лидера организации. Особого внимания требует подбор штатных сотрудников и руководителей среднего звена, умеющих работать с людьми, имеющих экономическую подготовку, владеющих информационными средствами, Интернет-технологиями и др.

 

VI.      Для решения этих задач необходимо концепцию Программы модернизации ОПД, поддержанную первым Конгрессом, довести в реализации до региональных уровней, причём, приоритетное внимание следует уделить следующим разделам:

-   создание единого Интернет-портала «Просветительство»;

-   подготовка Программы Интернет-ТВ «Планета знаний»;

-  развитие и укрепление просветительского радиоканала «Радио-Знание», а в будущем и просветительского телеканала;

- создание единой информационной многоуровневой системы по развитию, поддержке и обеспечению просветительского движения, построенной с использованием современных информационных технологий;

-   обучение и регулярное повышение квалификации лидеров и актива       просветительских организаций;

-     организация регулярного выпуска тематических материалов (бюллетени, сборники и др. в электронном виде и на бумажных носителях) для просветительского движения;

-   создание во всех федеральных округах РФ опорных информационно-методических центров;

-  создание единой многоуровневой системы по развитию, поддержке и обеспечению просветительского движения, построенной с использованием современных информационных технологий;

-  развитие и укрепление учебно-информационного и методического центра «Московский Дом Знаний» в работе с различными категориями населения;

-     распространение     популярных    научно-просветительских     программ   с   

использованием    радио-   и   телеканалов:     «Трибуна    академии     наук     в      Политехническом»;     «Экология    души»;     Клуб   «Интеллектуал»;     «Герои       Отечества»; «Памятные даты»; «Великая Провинция России» и др.;

-    разработка    межрегиональных     программ     формирования     позитивного       общественного мнения;

-    развитие     системы     правового    просветительства     населения,     прежде         

всего, учащейся и работающей молодежи;

-    развитие  издательско-просветительской  программы   «Безопасность  России. Правовые, социально-экономические и  научно-технические   аспекты»;

-    разработка   и   реализация   программ   образовательного  и  экологического       туризма по историческим и памятным местам России и др.

 

VII.        Весьма   острыми   для   организаций   являются   ресурсное   и   материально-техническое   обеспечение.  Решение   этих   проблем   целесообразно   вести   в нескольких направлениях:

-    во-первых, целесообразно трансформировать системы целевого, грантового и др. форм бюджетного финансирования, как в центре, так и на региональном уровне, с учётом приоритетных задач по развитию просветительства;

-    во-вторых, назрела необходимость разработки мероприятий, способствующих переходу просветительских организаций на систему частичного самофинансирования за счёт создания благоприятных условий для развития издательских, информационных, консалтинговых, туристических, экологических и др. просветительских программ;

-     в-третьих, необходимо продумать мероприятия для привлечения финансовых средств от бизнес-сообщества - как на спонсорской, так и на взаимовыгодной основе партнерства.

       Осуществление масштабной программы ресурсного и материально-технического обеспечения общественных организаций становится возможным в случае принятия Государственной Думой Российской Федерации закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации  по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

 

VIII.     ОПД в целом и составляющие его организации нуждаются в серьёзной поддержке и помощи со стороны действующих структур власти. Необходимо определить актуальные цели и приоритеты в совместно скоординированной работе, а также формы её организации, исходя из актуальных социально-экономических и общественно значимых задач текущего момента.   

Развитие ОПД как системы, состоящей из многих юридически и экономически самостоятельных организаций, ориентированной на массовую многоплановую просветительскую работу с населением, требует решения на региональном и федеральном уровнях ряда взаимосвязанных задач.

Во-первых, в соответствии с Программой модернизации ОПД, необходимо создать межрегиональную сеть (на базе федеральных округов) информационно-методических опорных центров в гг. Москве, С.-Петербурге, Н.-Новгороде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке и Ставрополе. По мере развития в субъектах Федерации массовой просветительской работы сеть может расширяться и до уровня регионов.

Решение этой задачи позволит обеспечить:

- разработку рекомендаций, методик, аналитических и информационных материалов, включая аудио-, видео и компьютерные варианты на электронных и традиционных носителях;

- проведение стационарных и передвижных тематических выставок, семинаров, конференций, круглых столов и др. встреч по проблемам просветительской деятельности;

- проведение системной работы по обмену опытом и повышению квалификации кадров организаторов, специалистов и актива организаций по направлениям работы;

- издание учебной, методической и информационной (тематических бюллетеней) литературы, а также специализированного информационно-аналитического журнала или иного регулярного органа;

- развитие и модернизация на современном уровне Интернет-портала «Просветительство» и др.

 

  IX.    Участники II Московского открытого  Конгресса ОПД выражают уверенность, что, реализация внесённых предложений, дальнейшее развитие ОПД будет способствовать:

- повышению дееспособности гражданского общества, модернизации и социально-экономической устойчивости страны;

- формированию в обществе инновационной среды и атмосферы социального оптимизма;

- повышению правовой культуры, гражданской активности и ответственности;

- консолидации интеллектуальных, духовно-нравственных и общественных ресурсов для противодействия коррупции, распространению алкоголизма, наркомании, курения и других пагубных пороков в различных слоях населения, в первую очередь, в молодёжной среде.

 

X.        Высокий уровень развития ОПД будет стимулировать общественно активных и подготовленных представителей науки, образования и культуры к участию в конкретной работе с людьми, а также способствовать ответственному пониманию отечественной интеллигенцией своей роли в формировании гражданского общества, сплочении нашего народа для противодействия современным внешним и внутренним угрозам и вызовам.

     Конструктивное взаимодействие со всеми структурами власти и общественными объединениями позволит ОПД активно участвовать в просветительской  работе с широкими слоями граждан по месту жительства и в трудовых коллективах, оказывать интеллектуальную поддержку в реализации масштабных планов экономической модернизации и развитии дееспособного гражданского общества в Москве и в целом в Российской Федерации.

 

г.   Москва                                                                                         24 декабря 2009 г.


Возврат к списку


Первый раз на сайте?