Вернуться к обычному виду





Мгновенные сообщения XMPP

СМИ и современные Интернет-технологии в системе просветительства

СМИ и современные Интернет-технологии в системе просветительства

12.11.2010

            Мир СМИ XX-XXI века существенно отличается от всех предыдущих эпох – и этим утверждением уже никого не удивишь. Журналистика существует тысячелетия, но все это время она сводилась к письменности: газетам, журналам, листовкам, появлению каждой из которых предшествовала допечатная подготовка. Прошлый век стал веком особенно стремительного развития и трансформации масс-медиа. Появление радио, телевидения, как максимально оперативных новостных носителей, произвело революцию в мире журналистики. Несколько десятилетий СМИ развивались и совершенствовались с технологической точки зрения в рамках данных каналов передачи информации.

            Появление Интернета сперва не рассматривалось, как рождение серьезного конкурента (а может, напротив, помощника?) аудиовизуальным СМИ. И все же к концу XX века электронные СМИ стали получать все более широкое распространение. Феномен виртуальной прессы до сих пор изучается теоретиками журналистики. Но найти ответ на вопрос, отчего Интернет-СМИ стали настолько популярны, не так уж трудно.

Количество пользователей Интернета в России на сегодняшний день составляет около 60 миллионов человек. Материалы, расположенные во Всемирной сети, доступны в любой момент времени, и, в наши дни,  практически на любой точке земли. Чтобы прочитать новость, не нужно идти в киоск за газетой или искать телевизор: сайт можно открыть даже в телефоне.

Такова внешняя сторона популярности Интернета.

Что же касается устройства Интернет-СМИ изнутри, то Всемирная сеть принесла в мир журналистики необыкновенную свободу. Интернет-издания могут иметь официальный статус, а могут работать и без регистрации; редакция может в принципе обойтись одним компьютером: ни печатных станков, ни высокотехнологичного оборудования телевизионщиков.  Ну и наконец, самая главная черта Интернет-издания: уникальная и высоко оцененная возможность одновременного сочетания перманентного текста с видео- и звукорядом, возможность размещения гиперссылок,  и регулярного обновления информации, не зависящего от расписания работы типографии или новостной сетки на телевидении или радио.     

Ясно осознавая сильные стороны Интернет-издания и его конкурентоспособность, большинство современных СМИ создают «Интернет-клоны» своих первоначальных версий. Пролистайте сайты наших телекомпаний, газет, радиостанций – большинство из них имеют свою страничку, которая является не только презентацией и скоплением официальных данных о данном издании, но и самостоятельным, полноценным источником информации. 

Итогом подобного функционирования Интернет-сайтов стала их востребованность не только со стороны СМИ, но также и любых организаций, которым интересна популяризация информации о своей деятельности. Можно сказать, что подобная функция Интернета зародилась даже раньше, чем онлайн-СМИ, однако, именно в настоящее время, когда широкое распространение получила Интернет-журналистика, преобразовался и статус некоторых сайтов-визиток. Каждый из них может стать маленьким изданием, альманахом, посвященным конкретной деятельности.

Это все, так сказать, преамбула.

Какие же перспективы открывают новые Интернет-технологии в системе СМИ для просветительского движения?

Разбирая эту тему, хочется сказать пару слов о маркетинге. Реклама – двигатель торговли. Это всем известно. Без нее в настоящее время не обходится ни один продукт, ни одна услуга. Но нужна ли реклама тому, что и так всеми считается благом? Благотворительность, просвещение, милосердие… Нуждаются ли эти понятия в рекламировании? В большинстве случаев люди, занимающиеся подобной деятельностью, забывают о важной роли маркетинга в любом, даже благом и полезном для окружающих, деле. Но в последнее время все больше возникает в прессе именно социальной рекламы. Она рассчитана не на получение прибыли, а именно на популяризацию тех самых «вечных ценностей», о которых, казалось бы, все знают. И это не случайно.

            Много ли жителей России сейчас адекватно представляют, что такое «просветительское движение»? Для большинства «просветительство» – это максимум разнос «умных» книжек по школам, а ведь это огромная система проектов; движение, охватывающее очень большое количество людей и организаций.  Да и уровень просветительского движения в настоящее время в России очень высокий. Среди членов движения –  академики, журналисты; интерес к происходящему в сфере просветительства проявляют министерства, посольства и т.д.

Учитывая вышесказанное, очевидно, что популяризация просветительства необходима и среди более широкой аудитории, и выход на средства массовой информации для подобного движения – один из путей развития.  В нашем случае СМИ – это тоже реклама.

Просветительское движение существует в России с давних времен, но популяризация его идей через мир медиа востребована и сегодня. Более того, сейчас подобные маркетинговые ходы просты и доступны, как никогда, именно за счет Интернета.

Дело в том, что статьи на тему просветительства, благотворительности и т.д. чаще всего печатаются в узкоспециализированных, либо районных, то есть малотиражных изданиях. Это объясняется и ориентированностью на определенную аудиторию, и отсутствием коммерческой подоплеки текстов, и некоторой камерностью изданий, и, наконец, относительным отсутствием сенсационности, за которой гонится большинство журналистов. Вещи, обсуждаемые в рабочем порядке – если они обсуждаются не в Госдуме – зачастую остаются за кадром крупных СМИ.

Чтобы попасть в общенациональную газету, на общенациональный канал материал должен иметь широкий общественный резонанс, быть громким. Более того, любое печатное или аудиовизуальное издание ограничено: эфирным временем, количеством знаков. В этом отношении Интернет-издание имеет несколько приоритетов перед любым другим СМИ: доступность, как для авторов текстов, так и для читателей, и практически ничем не ограничиваемый объем информации.

Таким образом, именно Интернет становится самым удобным и емким каналом информации, которую участники просветительского движения хотели бы донести до широкой публики. Более того, на данный момент Интернет – одно из самых востребованных СМИ среди молодежи, которая в свою очередь является одним из основных сегментов целевой аудитории просвещения.

В свете этого очевидна необходимость продвижения Интернет-сайтов, относящихся к системе просветительства. В первую очередь, это – сайты-визитки и сайты-презентации, рассказывающие о той или иной организации, ее деятельности, программах.

Каждая крупная компания, вне зависимости от того, коммерческая она или нет, ныне имеет подобный сайт, однако, стоит уделять особо пристальное внимание конфигурации страниц.  Будучи четко структурированы, сайты-визитки позволяют каждому посетителю найти наиболее интересный сегмент информации. Необходима также продуманная оптимизация под поисковые системы. Дабы пользователь, далекий от движения просветительства, однако, заинтересованный в каком-либо из аспектов данной темы, с легкостью мог найти нужную информацию по ключевым словам.

Это техническая сторона вопроса. Возвращаясь к Интернет-СМИ, стоит отметить, что, будучи на данный момент наиболее актуальным средством информирования аудитории  по вопросам просветительства, оно еще не вполне оценено самими участниками движения.

Просветительскими организациями с удовольствием создаются персональные сайты, однако, – и эта задача лежит на плечах пресс-секретарей, а также неравнодушных к вопросам гуманитарного развития общества журналистов – по-прежнему острой остается необходимость распространения тематических статей через электронные СМИ, аудитория которых растет пропорционально тому, как растет количество пользователей Интернета.  К тому же – и это еще один плюс Интернета – одна организация может разместить на просторах Всемирной сети неограниченно количество сайтов и тематических материалов.

Стоит отметить и такую возможность Всемирной сети, как социальная сеть. К подобным затеям многие относятся скептически, однако, подобные сети могут стать максимально удобным и, опять-таки, доступным средством взаимодействия и общения не только бывших одноклассников – нынешних приятелей, но и людей, объединенных общей профессией. Существует сайт www.yaprofessional.ru,  готовится к запуску социальная сеть для врачей…  На подобных сайтах члены сети могут обмениваться опытом, читать и обсуждать насущные новости. С этой целью в мире просветительства создан пока что молодой портал www.prosvetitelstvo.ru.

 Наконец, возвращаясь к уникальным особенностям Интернет-СМИ, нужно акцентировать внимание на том, что, давая свою информацию через электронные издания, просветительские организации могут широко использовать технологические преимущества Интернета: совокупность печати и аудиовизуальных комментариев, а также возможность максимально быстрого обновления информации.

Еще одна сильная и, что возможно, наиболее важная сторона Интернет-издания на данный момент: доступность онлайн общения, как с коллегами, так и аудиторией. Поскольку просветительское движение постоянно нуждается в популяризации и некоторой рекламе, возможность в каждый момент ответить посетителю сайта на возникший в процессе изучения информации вопрос, является еще одним доводом в пользу широкого использования Интернет-возможностей всеми  участниками просветительства. Подобную миссию может также исполнять с каждым днем все более популярная блогосфера. 

Более того, в системе просветительства СМИ могут выступать не только как место размещения отчетов о деятельности просветительских организаций, о каких-либо конкретных мероприятиях. СМИ могут являться самой основой и носителем для некоторых просветительских проектов. В подобном качестве может выступать практически любое издание. Преимущество Интернета – в неограниченном пространстве и возможности размещения мультимедийных объектов. На просторах Всемирной сети можно разместить практически любой фильм, презентацию, библиотеку. А разветвленная система форумов и блогов позволит без труда распространить информацию о наличии в Интернете подобного архива среди заинтересованных лиц. Приведем в пример  библиотеку Мошкова или нотный архив Тараканова – все это прообразы просветительских сайтов, так как вполне в традициях просветительства можно расценивать распространение классической литературы или музыки.  

Учитывая все вышесказанное, можно смело сказать, что Интернет в настоящее время может стать одним из главных инструментов популяризации просветительства. Не случайно Всемирная сеть становится все более востребованной в данном направлении, все больше создается сайтов, рассказывающих о просветительском движении и просветительской деятельности некоммерческих организаций. Оspo.ru,  prosvetitelstvo.ru, znaniesvet.com, znanie.org, romansiada-gala.ru, bigchange.ru, rostropovitch.ru разделы сайтов mosportal.ru, oprf.ru и другие – яркое свидетельство тому, что Интернет – сильный, удобный, а подчас и не имеющий конкурентов источник распространения подобной информации.

 

© Анна Турченкова


Возврат к списку


Обмен информацией с Outlook