Вернуться к обычному виду





Первый раз на сайте?

Господдержка, прозрачность и партнерство: чего не хватает московским НКО.

28.06.2021 В Москве работают 15% всех зарегистрированных в России НКО. По данным НИУ ВШЭ, 68% всех доходов российских НКО приходится на столицу: в том числе из-за того, что большинство НКО, работающих в федеральном масштабе, зарегистрированы в Москве.

Партнерство, а не наставничество

Финансирование и взаимодействие с органами власти — самые проблемные аспекты деятельности московских НКО. Недостаток финансирования в качестве главной проблемы назвали 73% организаций, опрошенных при подготовке аналитического доклада, проблемы во взаимоотношениях с властью — 50%.

«Невозможно выстроить партнерские отношения между НКО и органами власти без доверия и сотрудничества. Сегодня мы видим только патерналистский подход и директивность в этих отношениях», – говорит Татьяна Задирако, исполнительный директор фонда «Социальный навигатор».

Почти каждая шестая организация отмечает равнодушное (16%) или негативное (13 %) отношение власти к НКО. Участники исследования говорили об отсутствии стратегического видения роли НКО в социальной сфере, дефицит партнерского взаимодействия и сложности во взаимодействии с профильными министерствами и департаментами для решения конкретных социальных
вопросов.

Респонденты делают вывод о невысокой востребованности НКО
как партнеров в системном решении социальных задач. «Вместо этого, НКО привлекаются в основном как инструмент «латания дыр» в социальной сфере, несмотря на то, что обладают экспертизой, осведомлены о потребностях жителей и могут влиять на изменение
социальной повестки», — говорится в исследовании.

Государство готово поддерживать НКО, подчеркивает Екатерина Драгунова, председатель Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы. Создана сеть коворкинг-центров НКО, проведен отбор на предоставление помещений от города, работает сервис сбора пожертвований на проекты НКО на mos.ru.

Сейчас город работает над созданием единой «экосистемы» поддержки некоммерческого сектора и волонтерства в Москве, сообщила Драгунова.

Прозрачность грантов

Гранты от органов власти Москвы занимают восьмую строчку по популярности среди источников дохода московских НКО.




Эксперты предлагают усовершенствовать конкурс грантов мэра Москвы для СО НКО
Подробнее



«Исследование показало, что Правительство Москвы выделяет значительные средства на финансовую и имущественную поддержку НКО. Тем не менее, большая часть поддержки распределяется без конкурсных процедур в адрес НКО, созданных городскими органами власти», — отмечают составители доклада.

Большинство НКО, участвовавших в исследовании, не получали гранты в последние два-три года. У многих есть вопросы к прозрачности конкурсных процедур, применяемых в Москве. Эталоном считается конкурс Фонда президентских грантов — как наиболее прозрачный, справедливый, экспертный и понятный по процедурам. 49% организаций заявили, что безусловно удовлетворены опытом участия в конкурсе фонда, и еще 33 — скорее удовлетворены. У двух крупных московских конкурсов показатели ниже: у конкурса грантов мэра Москвы — 23% и 25% соответственно, а у конкурса «Москва — добрый город» — 20% и 35% соответственно.

Александра Александрова, первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, отмечает: часто НКО тоже не идут навстречу городу.

По ее словам, организации не всегда готовы взять благополучателей города: например, если у подопечного есть несколько нозологий и НКО к этому не готова.

Сотрудники и волонтеры

Москва предсказуемо лидирует среди регионов России по абсолютным и относительным показателям численности сотрудников и волонтеров, занятых в НКО. В некоммерческом секторе по всей России в 2018 году работала 851 тысяча человек. Из них 581 тысяча — в Москве.

В среднем на одну НКО столицы приходится 134 сотрудника, аналогичный показатель по остальным регионам России – 2,5 человека.

Обучение

Почти каждый десятый опрошенный отмечал нехватку знаний и умений у руководства и сотрудников организации.

Павел Симаков, директор Московского дома общественных организаций, подчеркивает: сейчас у НКО высокий запрос на обучение в сфере продвижения и развития организаций. Остаются актуальными навыки по работе с эмоциональным выгоранием сотрудников.

По его словам, московские НКО нуждаются в специалистах в сфере HR и GR, умеющих вести проекты с коммерческим сектором.

«У НКО запрос на работу в интернет-пространстве: будь то перестройка своих программ или общей деятельности. Лидерские программы для руководителей НКО тоже необходимы, потому что навыки стратегического планирования и развития у организации должны быть заложены в руководстве», – говорит Симаков.

Инга Моисеева, исполнительный директор D-Group.Social, считает, что сейчас НКО стремятся учиться тому, что модно, даже если это не всегда применимо.

Прокачка «экспертной мышцы»

Четверть опрошенных указывает на проблему доступа к СМИ. В том числе отмечается незаинтересованность изданий в публикации новостей о работе организации.

Ольга Дроздова, руководитель социальных проектов и программ Агентства социальной информации, отмечает: часто проблема в том, что сами организации не знают, как о себе рассказывать.

«НКО часто показывают свои мероприятия, но «КоммерсантЪ» не будет писать про маленькие праздники. Чтобы прокачивать свою «экспертную мышцу», мы сделали курс про повышение экспертности. Это все про осознанность, про то, что подходить надо стратегически», – рассказывает Ольга Дроздова.

https://www.youtube.com/watch?v=B9tHLCcAB84&t=23s

Источник: https://www.asi.org.ru/news/2021/06/25/gospodderzhka-prozrachnost-i-partnerstvo-chego-ne-hvataet-mos...


Возврат к списку



Обмен информацией с Outlook