Вернуться к обычному виду





Система планирования отсутствий

Опубликован проект "Концепция патриотического воспитания населения города Москвы"

08.11.2010       Проект "Концепция патриотического воспитания населения города Москвы"

      Анализ  ситуации и актуальность проблемы

     Особенности реализации политики в области патриотического  воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для многих поколений, частично утратили актуальность, а новые  находятся в процессе формирования.

     Переживая сложные процессы социально-экономических  преобразований  и структурных реформ, в стране наблюдается острый дефицит ценностного содержания патриотизма, идей гражданской солидарности.

        Исследования, проводимые органами исполнительной власти города Москвы, свидетельствуют о серьезных противоречиях в понимании сути патриотизма, что делает патриотическое воспитание одним из самых сложных направлений деятельности.

     По  результатам опроса общественного  мнения москвичей в возрасте от 18  лет и старше,  к патриотам  относят  себя 84,1% граждан. При этом, говоря о патриотизме, граждане имеют  в виду: «любовь к Родине», «преданность своей стране» (70,5 %), «уважение к истории страны и памяти прошлых поколений» (58,1%), «любовь к родной природе» (33%), «бережное отношение к культуре своего народа» (32,8%). Вместе с тем, около трети москвичей считают, что во взглядах патриотов и националистов больше сходства, чем различий, а 37% считают, что между патриотами и интернационалистами больше различий, чем сходства. Наряду с этим, проведенный в 2009 году  мониторинг состояния патриотического воспитания среди преподавателей, студентов и обучающейся молодежи  (учащихся 9-11-х классов) столицы показали, что около 75 % респондентов оценивают проводимую в столице работу по патриотическому воспитанию положительно (в 2007 году этот показатель составлял 69 %).

         Мониторинг московской молодежи, проведенный психолого-социальным институтом в 2008-2010 гг. показал, что существующая размытость нравственных ориентиров, нечеткость мировоззренческих и воспитательных позиций общества в значительной степени видоизменяет процесс становления личности. Результаты исследований показали, что  для полноценной жизни молодых москвичей в возрасте от 18 до 30 лет, необходим, прежде всего, материальный достаток, постоянно быть в компаниях и участвовать в развлечениях. «Чувствовать себя нужным своей стране и обществу» не является приоритетом (ценностью) для значительного числа московской молодежи. 39,1 %  из числа опрошенной молодежи ответили, что им не присуще чувство долга.  20,2%. из числа опрошенных  молодых людей до 30 лет хотели бы уехать на жительство за пределы страны.  К основным причинам  эмиграции молодежь отнесла: низкий уровень оплаты труда  (56,7 %),  низкий уровень жизни  (32%), низкий уровень социальной защищенности (31,8%), трудности в реализации творческих и профессиональных планов  (23,3%), высокий уровень преступности (14,2%). По сравнению с учащимися школ, учреждений начального и средне профессионального образования, молодежь, в первую очередь студенческая молодежь,  наиболее негативно относятся к представителям  других национальностей.

     Данные  тенденции прослеживаются на фоне снижения у москвичей уровня образования и интереса  к истории своего города,  к истории страны в целом. Сложилась критическая ситуация в области чтения. Доля систематически  читающих жителей Москвы снизилась с 48% в 2000 году до 28% в 2009 году.

            В настоящий момент в учебной литературе (а также в кинофильмах) есть примеры исключения или фальсификации важнейших исторических событий, великих научных свершений, достижений и воинских побед предшествующих поколений, вклада разных народов в развитие общероссийской культуры. Отсутствие общепризнанных, положительных, героических примеров, которыми должно гордиться подрастающее поколение, не способствует созданию системы убеждений в том, что быть патриотом своей страны, своего города является жизненно необходимым.

         Сегодня перед государством и перед обществом стоят задачи, требующие современных подходов к патриотическому воспитанию.

      За последнее десятилетие сделано немало для того, чтобы преодолеть последствия антипатриотических тенденций, преобладавших в 90-е годы.

   С 2001 года Москва активно включилась в реализацию государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», на основе которой были разработаны и реализованы две Комплексные целевые среднесрочные программы Патриотического воспитания  молодежи города Москвы.

     Главные позитивные результаты этой работы реализации этих программ заключаются в том, что в городе удалось «переломить» общественное сознание москвичей и вернуть былое уважение и заботу ветеранам Великой Отечественной войны. Изменилось отношение к людям старшего поколения, к их заслугам перед страной и городом. В городе сложилась стройная система взаимодействия с общественными организациями ветеранов, являющимися основными проводниками идей патриотизма. В последнее десятилетие в Москве активно и масштабно готовятся и проводятся общегородские патриотические мероприятия, связанные с памятными  датами российской истории. В Москве проводится целенаправленная работа по разоблачению фальсификаторов отечественной истории, в том числе в сети Интернет, пользователями которой является большое число жителей столицы. При активном участии экспертов, в том числе участников Великой Отечественной войны, в массовом порядке, миллионным тиражом издается патриотическая литература, посвященная защитникам Родины, выдающимся полководцам Отечества. К работе по патриотическому воспитанию активно подключились детские, молодежные общественные объединения, трудовые коллективы, рабочая молодежь, профсоюзы, высшие учебные заведения Москвы.  

      Однако, несмотря на проводимую работу, целый  ряд проблем в области патриотического  воспитания требует своего решения.

      Анализ  проводимой деятельности по патриотическому воспитанию показал разобщенность концептуальных подходов, отсутствие единой управленческой системы, консолидирующей усилия всех участников, осуществляющих деятельность в области патриотического воспитания, что приводит к довольно низкой ее эффективности.

      Эффективность патриотического воспитания зависит  не только и не столько от количества проводимых мероприятий, а от формирования единой системы, единого подхода в области патриотического воспитания населения города Москвы, от координации деятельности различных институтов общества и государства в этом направлении.

      Формы и методы работы по патриотическому воспитанию должны  стать организационным воплощением новых подходов и принципов этой деятельности в первую очередь в сфере образования, массовой информации и коммуникаций, культуры.

       Сегодня патриотическое воспитание – это не какая-то единичная политическая, идеологическая акция, а сложнейшая государственная задача, решение которой предусматривает всеобъемлющую деятельность на постоянной основе. Конечная цель данной деятельности -  формирование личности гражданина, россиянина, защитника Отечества, патриота.

      На  решение актуальных задач в области патриотического воспитания населения города Москвы направлена настоящая Концепция.

  

                              I.Общие положения

     Концепция патриотического воспитания населения  города Москвы (далее – Концепция) является документом, в котором определен основной подход к решению проблем патриотического воспитания, его приоритеты, изложены теоретические основы, принципы, условия обеспечения эффективной реализации государственной политики в сфере патриотического воспитания населения в городе Москве в современных условиях.

    Правовую  основу Концепции составляют Конституция  Российской Федерации,  «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (Указ Президента РФ № 537от 12 мая 2009 г.), Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации,  Стратегия развития города Москвы на период до 2025 года (постановление Правительства Москвы №513-ПП от 26 июня 2007 года),    федеральные   законы, иные правовые акты Российской Федерации, законодательные и иные правовые акты города Москвы.

    Концепция учитывает роль города Москвы, как столицы Российской Федерации, ее политического, экономического и культурного центра, ее особое историческое и современное консолидирующее значение для укрепления единства и солидарности многонационального народа Российской Федерации.

    Научную основу Концепции составляют: результаты научных и мониторинговых исследований процессов в области патриотического воспитания, проведенную научно-исследовательскими организациями и учреждениями; результаты практической работы отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы, префектур административных округов города Москвы, органов местного самоуправления столицы; итоги реализации  двух Комплексных целевых среднесрочных программ «Патриотическое воспитание  молодежи Москвы в городе Москве»; результаты сложившейся практики взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений с общественными и иными негосударственными некоммерческими организациями в области патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания.

    Объектами патриотического воспитания выступают физические лица – граждане Российской Федерации вне зависимости от возраста, социального положения,  вероисповедания и этнической принадлежности, проживающие в городе Москве на постоянной или временной (в соответствии с действующими законодательными и правовыми актами Российской Федерации и города Москвы) основе.  

    Субъектами патриотического воспитания выступают органы государственной власти города Москвы; государственные организации и учреждения  различных систем и ведомств (образования, культуры, спорта, здравоохранения, социальной защиты и др.); органы местного самоуправления; муниципальные учреждения; научные, научно-исследовательские учреждения, организационно-методические центры, осуществляющие научные исследования и вырабатывающие рекомендации в области патриотического воспитания; общественные и иные негосударственные некоммерческие организации;  религиозные организации;  правоохранительные органы; организации и учреждения Министерства Обороны РФ; средства массовой информации; предприятия города, корпоративные объединения и иные коммерческие структуры; трудовые коллективы, институт семьи.

    Патриотическое воспитание связано с развитием доверительности в городском сообществе, утверждением исторически сложившихся духовно-нравственных ценностей, моральных норм, формированием общепризнанных, духовно-нравственных символов, поднятием уровня доверия к органам государственной власти, силовым ведомствам.

    Патриотическое  воспитание предусматривает системность и согласованность усилий всех субъектов этого процесса, межотраслевую и межведомственную координацию и взаимодействие, существенное расширение использования интерактивных форм работы, методов социально проектирования, потенциала СМИ, сети Интернет и других информационных и рекламных ресурсов.

        Концепция является базовым документом  по созданию системы патриотического воспитания в городе Москве, при организации работы с населением в области патриотического воспитания для: органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, муниципальных образований в городе Москве (далее – органы местного самоуправления), государственных учреждений, общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций, бизнес структур.

     При разработке структурными подразделения  Правительства Москвы Городских  целевых программ, комплексов мероприятий необходимо учитывать Положения Концепции.  

II. Основные понятия

Патриотическое  воспитание – составная часть общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций (государственных, муниципальных, негосударственных некоммерческих, религиозных, бизнес структур и иных организаций), частных лиц, направленную на  развитие системы ценностей и мотиваций, формирующую у граждан патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, малой Родине, готовности к труду на благо Отчества, выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины и соответствующий им тип поведения.

Система патриотического  воспитания - совокупность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных, общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, коммерческих структур, религиозных и иных организаций, включающая нормативную правовую базу их деятельности на всех уровнях, а также комплекс форм, методов и средств формирования у граждан  патриотического сознания.

Патриот – гражданин с жизненной установкой, в основе которой – любовь к Родине и чувство сопричастности к ее судьбе, уважение к истории, культуре и традициям ее народов, признание приоритета национальных интересов перед личными и корпоративными, и готовность к их защите вплоть до самопожертвования, участвующий в позитивно-созидательной деятельности на благо Отечества.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

    На  личностном уровне патриотизм выступает  как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

    На  макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Гражданственность – нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.

                 III. Цели и задачи  Концепции  

    Цель  Концепции - определение приоритетов, задач, принципов, основных направлений и подходов в области патриотического воспитания населения города Москвы, с целью формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина – патриота России, ассоциирующего свою жизнь, свои достижения и успехи, благополучие и развитие с развитием и процветанием российского государства.

    Концепция нацелена на расширение и укрепление комплексной системы патриотического воспитания через координацию деятельности государственных и общественных институтов.

    Для достижения указанных целей, Концепция направлена на решение следующих задач:

        

      - обеспечивать эффективную координацию и взаимодействие различных   институтов государства  и общества  в области патриотического воспитания населения города Москвы;

    * консолидировать организационные, интеллектуальны, профессиональные, творческие ресурсы участников системы патриотического воспитания для формирования у жителей Москвы чувства патриотизма, гражданской идентичности, органично сочетающей патриотическое, гражданское и этническое самосознание москвичей, ценностное отношение к государству, обществу, окружающему природному и социокультурному пространству, к духовным ценностям;

           -   приобщать население города Москвы к городским традициям, к знанию и уважению истории города Москвы, героев ее прошлого и настоящего, к исторически сложившейся многонациональности и многоконфессиональности городского сообщества, к способности жить и работать в условиях особенностей города-героя Москвы как столицы России, политического, научного, культурного и делового центра, символа интеграционных процессов;

    * воспитывать любовь и уважение к русскому языку, как основе национальной идентификации российского общества;
    * формировать у населения города Москвы сознания неотделимости и взаимозависимости личных успехов от успехов страны;
    * воспитывать уважение к символам Российской Федерации и Москвы, к Конституции РФ, Уставу города Москвы,  законам РФ и города Москвы, нормам коллективной и общественной жизни;
    * воспитывать уважение к Вооруженным силам РФ и к защитникам Отечества, способствовать формированию морально-психологической и физической готовности к выполнению конституционной обязанности по защите Родины;
    * развивать социальную ответственность как важнейшую характеристику личности, проявляющуюся в заботе о благополучии своей страны, своего города, округа, района, своей семьи;
    * совершенствовать существующие и вырабатывать новые формы государственной поддержки деятельности общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих социально значимые программы в сфере патриотического воспитания, благотворительности, добровольчества, просветительства;
    * воспитывать отношение к труду как важнейшей ценности в жизни человека, развивать потребность в труде на благо общества, государства, во имя Отечества, формировать положительный имидж «человека труда», возрождать традиции трудовых династий,  института наставничества и других форм;
    * формировать и развивать потребность в здоровом образе жизни, в регулярных занятиях спортом  и физической культурой;
    * формировать способность находить счастье в жизни с семьей, в заботе о близких людях, о детях, о старшем поколении, поддерживать благоприятный климат в своем окружении, строить свою жизнь на принципах уважения и добрососедства в многонациональной, многоконфессиональной  московской среде; способствовать интеграции в социум людей с ограниченными возможностями здоровья;
    * формировать в сознании жителей Москвы положительный облик России и столицы, российского государства и органов власти города Москвы посредством реализации комплекса мер, направленных на повышение уровня жизни москвичей.



IV. Основные принципы реализации Концепции

      Рассматривая  патриотическое воспитание как составляющую  общевоспитательной системы, Концепция основывается как  на общих принципах воспитания, к которым относятся принцип научности, преемственности и демократизма, так и учитывает специфические особенности, из которых необходимо выделить следующие:

      принцип сочетания государственных  и негосударственных начал:

предполагает  участие в области патриотического воспитания как государственных структур и учреждений, так и муниципальных, общественных, некоммерческих организаций и бизнес структур;

принцип системности и систематичности:

предполагает  скоординированную, целенаправленную деятельность  всех субъектов патриотического  воспитания. Патриотическое воспитание рассматривается как постоянный процесс и носит непрерывный характер;

принцип адресного подхода:

основывается  на использовании различных направлений, форм и методов

патриотической работы с учетом возрастной, социальной, профессиональной, национальной,  конфессиональной и других особенностей жителей Москвы. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина - патриота таких факторов как физическое здоровье, семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, трудовой коллектив;

принцип сохранения исторического  и культурного  наследия:

основывается на уважении к русскому  языку, к культурным, нравственным ценностям, которые способствуют сохранению  духовного единства населения Москвы;

        принцип учета условий внешней среды:

         означает пропаганду духовных, исторических, культурных ценностей

         Москвы. Характеризуется любовью к городу, к своей улице,

         дому, учебному заведению,  месту работы, спортивной команде,

         творческому коллективу и так далее;

         принцип формирования «лидеров мнений»:

         заключается в пропаганде идеалов, достойных уважения и подражания.

        

       V. Основные направления патриотического воспитания

      К основным направлениям патриотического  воспитания относятся:

      Гражданское  —  направлено на воспитание социальной ответственности, активности, правовой культуры, зрелой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга. Гражданское воспитание характеризуется таким понятием, как гражданственность и должно быть в первую очередь направлено на формирование у личности тех черт, которые позволят ей быть полноценным участником общественной жизни.

      Данное  направление основывается на сложившейся  правовой базе между государством и гражданином, государством и гражданским обществом,  которая на практике дает человеку все необходимые права и способствует их реализации. Реализация своих законных прав должна вызывать у гражданина гордость за свою страну и понимание конституционного долга.

      Социальное - направлено на проявление чувства социальной справедливости и сострадания; проявление заботы о людях пожилого возраста, о людях, попавших в трудную жизненную ситуацию, имеющих ограниченные возможности здоровья; на развитие социального служения.

      Трудовое – основывается на воспитании через труд. Направлено на формирование ответственного, добросовестного отношения к труду, на активное проявление профессиональных качеств с целью успешного выполнения  поставленных задач.

      Военно-патриотическое - является составной частью патриотического воспитания. Характеризует его высший уровень; ориентировано на формирование высокого патриотического сознания; идеи военного служения Отечеству, способности к его вооруженной защите; любви к русской военной истории, военной службе; гордости за русское оружие, сохранение и приумножение славных воинских традиций.

      Героико-патриотическое - является составной частью патриотического воспитания, ориентировано на пропаганду героических, в том числе военных профессий, героических поступков, а также знаменательных исторических дат истории России и Москвы; направлено на воспитание гордости за ратные подвиги героев Отечества.

      Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. Характеризуется способностью руководствоваться ими в качестве определяющей позиции в практической деятельности и повседневном поведении. Оно включает: любовь и преданность Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям и культуре, уважение к его проблемам.

      Историко-краеведческое - познание историко-культурных истоков на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому; осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к достижениям предшествующих поколений и современников, понимание исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно ориентирует человека на изучение многовековой истории Отечества; места и роли России в историческом процессе; истории и традиций города Москвы,  на понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народностей, населяющих Москву; на изучение героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.

      Физкультурное - направлено на формирование: физической культуры, силы, ловкости, выносливости; воспитания воли к достижению победы; самоутверждения; состязательности; необходимости ведения здорового образа жизни и блокировки негативных и вредных привычек. Физкультурно-патриотическая работа с населением – одно из средств профилактики «социальных болезней», укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, повышения качества личной жизни. Наряду с этим – необходима пропаганда олимпизма, который соединяет спорт высших достижений с культурой и образованием, призывает к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам. Данное направление способствует решению вопросов демографической политики: увеличения средней продолжительности жизни, увеличения рождаемости, снижения смертности.

     Интернациональное – направлено на развитие консолидации многонационального российского народа, уважение к традициям и культуре каждого народа, правам человека на удовлетворение этноязыковых и этнокультурных запросов, проявление уважения к людям другой национальности, веры; понимание уникальности национального многообразия Москвы.

                    VI. Участники системы патриотического воспитания

      Совершенствование системы патриотического воспитания  населения в городе Москве предполагает консолидацию деятельности органов  государственной власти города Москвы всех уровней, их структурных подразделений, муниципальных образований, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, детских и других общественных, в том числе религиозных организаций, творческих союзов, промышленных и иных предприятий и учреждений. Деятельность субъектов патриотического воспитания должна осуществляться на основе единой городской политики в этой области, которая должна найти отражение в очередной редакции Стратегии экономического развития города Москвы до 2025 года и в соответствующем законодательном акте города Москвы. При этом одним из основных направлений деятельности данной системы должно являться создание подсистем патриотического воспитания и  обеспечение на этой основе консолидации общества, социальной стабильности и национальной безопасности.

1.Органы исполнительной власти города Москвы в системе патриотического воспитания

      Основным  институтом, организующим и обеспечивающим функционирование всей системы патриотического воспитания, являются органы исполнительной власти города Москвы.

     Правительство Москвы является организатором и  координатором  работы по патриотическому воспитанию населения города Москвы.

     Отраслевые, функциональные и территориальные  органы исполнительной власти города  Москвы и их структурные подразделения участвуют в работе по патриотическому воспитанию от имени и по поручению Правительства города Москвы в рамках их компетенции. Организуя деятельность в области патриотического воспитания населения города Москвы органы исполнительной власти города Москвы должны:

- организовывать работу по патриотическому воспитанию населения на основе программных методов и единой городской  политики в соответствии с настоящей Концепцией;

- на стадии разработки Городских целевых программ, программ социально-экономического развития и комплексов мероприятий включать компонент «патриотическое воспитание»;

- создавать на городском и окружном уровнях инфраструктуры межведомственного взаимодействия для решения актуальных задач в области патриотического воспитания;

- вырабатывать механизмы межведомственного и межотраслевого взаимодействия  участников системы патриотического воспитания;

-  создавать условия для обеспечения эффективного участия общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций в работе по патриотическому воспитанию населения, оказание финансовой поддержки в осуществлении ими социально значимых проектов и программ;

- задействовать в работе по патриотическому воспитанию все существующие общественные советы, организованные при органах власти, в различных отраслях городского хозяйства, а также при необходимости создать профильные общественные советы;

- с  участием представителей национальных диаспор и землячеств вести научно-практическую работу в области развития интернационализма в системе патриотического воспитания населения Москвы;

- сделать  приоритетным направление патриотического  воспитания в Конкурсах социально значимых программ НКО, проводимых на уровне города и округов;

-   совершенствовать нормативно- правовое регулирование отношений в    области государственного управления в сфере патриотического воспитания;

    * расширять систему подготовки кадров для работы в области патриотического воспитания;
    * использовать государственные и иные средства массовой информации, включая современные информационно-коммуникационные средства медиа индустрии (кино, видеофильмы и видеоигры, ресурсы сети Интернет и т.д.), средства рекламы, издательскую деятельность для отображения проблем патриотического воспитания, ведения  историко-просветительской, военно-патриотической и культурно-познавательной, просветительской работы.    

    Органы  государственной власти города Москвы должны оказывать методическое, кадровое и иное организационное содействие органам местного самоуправления, организуют профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации муниципальных служащих, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления, принимающих участие в работе по патриотическому воспитанию.


     2. Органы местного  самоуправления в  системе патриотического  воспитания

     В рамках переданных полномочий, органами местного самоуправления проводится работа по патриотическому воспитанию населения по месту жительства.

В этих целях  органы местного самоуправления:

- разрабатывают план по патриотическому воспитанию на территории муниципального образования, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно в соответствии с законом города Москвы с учетом положений Концепции;

- создают  координационные, консультационные, совещательные и иные рабочие органы, действующие на постоянной или временной основе для обеспечения взаимодействия с участниками системы патриотического воспитания населения;

-  организуют  на базе подведомственных  муниципальных  учреждений целенаправленную воспитательную, культурно - досуговую, просветительскую работу с населением, приоритетом которой является патриотическая, социальная, культурная, межнациональная, духовная, нравственная и физическая составляющие;

- обобщают  и распространяют опыт работы  муниципальных учреждений, общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, трудовых коллективов в области патриотического воспитания;

- стимулируют и поддерживают проведение по инициативе общественных и иных некоммерческих организаций праздников двора, улицы, других мероприятий, формирующих позитивное отношение жителей Москвы к своей малой родине.

     3. Государственные учреждения в системе патриотического воспитания

      Большое внимание вопросам патриотического воспитания должны уделять Государственные учреждения системы Департамента образования города Москвы (детские сады, школы, колледжи, вузы, подведомственные центры), а также подведомственные структуры органов исполнительной власти Правительства Москвы.

      В этом направлении необходимо:

- обеспечить  проведение единой государственной политики и политики города Москвы по патриотическому воспитанию в сфере дошкольного, школьного, среднего, средне-специального и высшего профессионального образования с учетом социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей города Москвы;

- осуществлять  взаимодействие с общественными и иными негосударственными некоммерческими организациями, в том числе религиозными, в работе по патриотическому воспитанию населения в городе Москвы;

- обеспечить  проведение работы по патриотическому  воспитанию средствами культуры  и искусства, оказывать содействие в реализации на территории Москвы права граждан на приобщение к духовным ценностям отечественной культуры;

- обеспечить  работу по патриотическому воспитанию в ходе реализации семейной и молодежной политики Правительства Москвы, развивать семейные формы патриотического воспитания;

- проводить  работу по патриотическому воспитанию с учетом этнокультурного, национального состава жителей Москвы;

- пропагандировать достижения (научные, технические, промышленные и т.д.) московского региона, в том числе в ходе взаимодействия с другими регионами РФ и при работе с соотечественниками за рубежом;

- разрабатывать  и реализовывать научно обоснованные  городские программы по патриотическому воспитанию с использованием средств и технологий туристической индустрии.

4. Негосударственные, общественные и иные некоммерческие организации  в системе патриотического воспитания

       Одним из важнейших аспектов развития нашего государства в последние десятилетия стало формирование и становление гражданского общества. Негосударственные, общественные и иные некоммерческие организации города Москвы стали надежным партнером столичного Правительства в решении самых актуальных задач, в том числе в вопросах патриотического воспитания.

    Основными партнерами власти на сегодняшний день являются ветеранские организации. Необходимо, чтобы весь общественный сектор не оставался в стороне от процесса патриотического воспитания населения города Москвы. Гражданское общество должно играть важнейшую роль в повышении социальной активности и гражданской ответственности москвичей,  развитии  и укреплении  межнациональных, межконфессиональных, межрегиональных и международных связей в целях пропаганды города Москвы как научного, образовательного, культурного и исторического центра в России и за рубежом.

           При осуществлении процесса патриотического  воспитания НКО:

  - участвуют  в разработке проектов законов  города Москвы, городских целевых программ и программ социально-экономического развития административных округов города Москвы с учетом патриотического компонента;

- инициируют  и претворяют в жизнь социально  значимые программы, способствующие воспитанию патриотизма;

- развивают   механизмы   общественного   мониторинга,  включая

общественный  контроль и общественный  мониторинг за ходом реализации городских программ с учетом патриотического компонента;

- инициируют  дискуссии,  общественные слушания,  переговорные  площадки, "горячие линии",  общественные приемные и иные формы диалога и обмена мнениями по вопросу патриотического воспитания;

  - расширяют  практики проведения совместных  социально значимых акций и  мероприятий, патриотической направленности;

  - организовывают  и  проводят  образовательно-просветительскую  деятельность с целью патриотического воспитания населения города Москвы.

5. Семья в системе патриотического воспитания.

     Важным  звеном в системе патриотического  воспитания является семья. В семье  начинается формирование личности человека, закладываются моральные, этические нормы поведения, формируются привычки и жизненная позиция. Для ребенка его родители являются первичным образцом для подражания, примером отношения к общественной жизни, к труду, к работе, к образованию и всем базовым общечеловеческим ценностям.

     В воспитании подрастающего поколения  семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом. Семье принадлежит исключительная роль в становлении личности подрастающего поколения.

     Реализуя  политику в области патриотического  воспитания необходимо:

- пропагандировать  семейные ценности и институт  брака;

- повышать компетентность родителей через проведение специализированных курсов, в том числе просветительских акций по вопросам семейного воспитания в целом;

- способствовать  преодолению сиротства, прилагать  все усилия для организации воспитания детей в семьях;

- пропагандировать и популяризировать семейные традиции, интерес к истории своего рода, чтить память членов семьи прошлых поколений, гордиться достижениями и подвигами предков, в особенности тех, кто отдал свои жизни за Отчество;

- способствовать созданию семейных архивов, видеотек/библиотек, включающих лучшие отечественные фильмы/книги для семейного просмотра/чтения;

- поддерживать  развитие системы семейного досуга;

- осуществлять  психолого-педагогическое консультирование  семей, в том числе на стадии  планирования деторождения;

- способствовать  организации взаимопомощи по  типу «семья помогает семье», в особенности многодетным семьям, семьям с детьми-инвалидами, семьям инвалидов, семьям с низким уровнем жизни и т.д.


6. Трудовые коллективы  в системе патриотического воспитания

      Важнейшую роль в формировании этических норм и норм поведения человека играют трудовые коллективы. Необходимо вести  работу по патриотическому воспитанию в каждом трудовом коллективе:

- трудовой  коллектив, кроме общих положений  патриотизма, относящихся к родной стране и городу, в котором человек живет, должен призывать каждого своего члена быть патриотом своего предприятия, учреждения;

-вести  пропаганду трудовых династий, наставничества, исторически сложившихся и новых традиций предприятий и учреждений;

- для  пропаганды патриотизма в коллективе  необходимо использовать различные методы и формы (использование корпоративных символов, одежды, проведение совместных семинаров, тренингов и т.д.), доводить до членов коллектива сведения  о достижениях, победах в конкурсах и соревнованиях, о перспективных планах, социальной защите работников и т.д.

- для  стимулирования патриотических  настроений необходимо проводить  различные конкурсы и соревнования, либо организовывать участие  членов коллектива в конкурсах соревнованиях, организованных в отраслях, самими организациям и предприятиям участвовать в конкурсах, чествовать победителей.  

7. Религиозные конфессии в системе патриотического воспитания

     В настоящий момент очень высока роль религиозных конфессий в укреплении духа патриотизма у верующих москвичей, в связи с чем, необходимо:

- активно  использовать возможности Русской  православной церкви и других  традиционных конфессий в воспитании  у населения города Москвы  чувства любви к Родине, уважения  тысячелетних традиций российского государства, готовности к защите Отечества;

- использовать  площадку «воскресных школ» и  иных институтов религиозного образования для широкого внедрения в детско-юношескую среду культуры гражданского патриотизма, культуры мира и межнационального, межконфессионального согласия;

- пропагандировать  и внедрять опыт «социального  служения» в московскую общественную  среду.        

                        VII. Механизмы реализации Концепции

    Реализация  положений Концепции предусматривает:

    -  совершенствование системы патриотического воспитания населения города Москвы, на основе взаимодействия органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований в городе Москвы, государственных организаций и учреждений, общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций и объединений, в том числе религиозных организаций, коммерческих организаций и иных субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере патриотического воспитания:

    - организацию системы управления патриотическим воспитанием населения в городе Москве  путем  создания на городском и окружном уровнях координационных советов по патриотическому воспитанию населения города Москвы;

    - разработку и реализацию участниками   системы патриотического воспитания  целевых отраслевых и территориальных программ по реализации Концепции;

    - разработку предложений по формированию  городской целевой программы  патриотического воспитания населения  города Москвы на период 2011-2015 гг.

    - разработку эффективных форм взаимодействия органов исполнительной власти  всех уровней,  органов местного самоуправления с иными участниками системы патриотического воспитания, в том числе на основе межпрофильных и межотраслевых соглашений и договоров;

    - подготовку ежегодного доклада Мэру Москвы о состоянии патриотического воспитания населения в городе Москве.

    В области нормативно-правового  обеспечения:

    - совершенствование правовых актов,  касающихся вопросов патриотического  воспитания, обеспечение включения компонента «патриотическое воспитание»  при разработке иных законодательных и правовых актов в социальной сфере;

    - разработка и реализация правовых  актов, направленных на реализацию  Концепции.  

    В области взаимодействия с общественными  и иными негосударственными некоммерческими организациями:

    -  оказание государственной поддержки  социально ориентированным общественным  и иным негосударственным некоммерческим  организациям в осуществлении  ими социально значимых проектов  и программ в области патриотического  воспитания;

    - привлечение гражданских институтов: Общественного совета города Москвы, общественных советов по взаимодействию органов исполнительной власти города Москвы с общественными и иными негосударственными некоммерческими организациями, созданными при органах исполнительной власти города Москвы, Молодежного экспертного совета при Мэре Москвы, к решению актуальных вопросов в области патриотического воспитания;

    - проведение ежегодных  городских  слетов участников детского общественного  движения города Москвы,  участников военно-патриотических клубов и поисковых отрядов.

    В области социально-трудовых отношений:

    - расширение в Трехстороннем соглашении, ежегодно заключаемом между органами  исполнительной власти города  Москвы, Московскими профсоюзами  и Конфедерацией промышленников  и предпринимателей (работодателей) разделов, направленных на поддержку трудовых традиций, институтов наставничества; молодых работников и др.  


    В области научно-методического  обеспечения

    реализации  Концепции:

    - использование научного потенциала для организации и проведения, научных исследований и научного прогнозирования процессов патриотического воспитания, ориентированного на различные возрастные, социальные, этнические категории населения  города Москвы;

    - проведение мониторинга, включая  общественный мониторинг и общественный контроль, эффективности реализации Концепции, ведомственных и территориальных целевых программ патриотического воспитания населения города Москвы, целевых программ общественных и иных  негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области патриотического воспитания;

    - обобщение и распростронение  опыта работы государственных  и муниципальных организаций  и учреждений, общественных и  иных негосударственных некоммерческих  организаций, трудовых коллективов предприятий  и иных коммерческих структур в области патриотического воспитания населения города Москвы;

    -  проведение научно-практических  конференций, тематических круглых  столов, форумов по проблемам   патриотического воспитания  населения города Москвы;

    - издание тематической учебно-методической, научно-информационной и художественной литературы, монографий, пособий, книг, мультимедийных изданий, кино и видеопродукции, способствущей развитию патриотизма.  

    В области интернационального воспитания:

        - разработка и реализация (с привлечением органов местного самоуправления) программ, направленных на коррекцию установок детей и подростков в области межэтнических отношений и утверждение платформы этнокультурного многообразия в гражданском единстве;

       - разработка и внедрение механизмов  работы с населением, способствующих усвоению позитивных мировоззренческих ориентаций и направленных на преодоление  распространения шовинистических и ксенофобских идей;

      -  организация и проведение культурных, спортивных, творческих и иных мероприятий для населения города Москвы, как интернационального характера, так и включающих элементы этнических культур;

       - разработка единой системы методологии  интернационального воспитания и проведение на регулярной основе в образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы уроков интернационального воспитания;

        - совершенствование системы этнокультурного  образования на всех уровнях непрерывного образования;

       - внедрение в дошкольных, средних, профессионально-технических образовательных учреждениях и высших учебных заведениях интерактивных методов обучения этнокультурного взаимопонимания, формирование устойчивых позитивных стереотипов в отношении представителей инокультурной среды, в том числе просвещение по вопросам исторически сложившегося культурного и этнического многообразия народа России;

   - развитие сети школьных этнографических музеев;

       - расширение взаимодействия общеобразовательных учреждений и родительской общественности через проведение внеклассных мероприятий по интернациональному и этнокультурному воспитанию, формированию у подрастающего поколения гражданской позиции, взаимопонимания и культуры межэтнического согласия;

       - осущетсвление организационно-методической поддержки в развитии деятельности интернациональных клубов в учреждениях системы Департамента образования города Москвы и в городских культурно-досуговых учреждениях;

       - активизация работы культурно-просветительских  учреждений, направленной на сохранение историко-культурного наследия многонационального народа Российской Федерации и его позиционирование как «цветущей сложности» языков и культур;

         - создание дискуссионных площадок  для общественного обсуждения  вопросов реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве;

        - осуществление комплекса мер  по преодолению негативных стереотипов и установок в области межрелигиозных и межконфессиональных отношений, существующих на уровне массового сознания.

      - активизация участия национально-культурных объединений в работе по воспитанию у мигрантов, ставшихся гражданами России, чувства любви и уважения к новой Родине;

      - активизация участия Землячеств в работе по воспитанию у мигрантов, ставших жителями Москвы, чувства любви и уважения к Москве как столице Российской Федерации, ее политического, экономического и культурного центра.      

    В области информационного  сопровождения

    реализации  Концепции:

    Сегодня в условиях заметного ослабления  воспитательного воздействия институтов семьи, школы, трудовых коллективов, печатные и электронные средства массовой информации становятся наиболее влиятельным механизмом формирования личности. Нынешние СМИ не только информируют, но и  убеждают граждан, формируют общественное мнение, выступают в роли коллективного пропагандиста и агитатора. Именно поэтому для реализации концепции необходимо самое широкое участие СМИ.

    Печатные  и электронные средства массовой информации совместно с государственными структурами должны участвовать в пропаганде патриотизма, формировании социально-позитивных ориентиров, духовно-нравственных и патриотических ценностей граждан. Работа по пропаганде патриотизма должна вестись на современном уровне с использованием пиар - стратегий, информационных технологий в соответствии  с медиа-планами, являющимися составной частью программы информационного сопровождения вопросов патриотического воспитания.

      Органы  государственной власти должны формировать  государственный заказ для СМИ  в целях решения различных аспектов формирования патриотического сознания граждан, а также создавать условия для развития творческого потенциала работников медийной сферы.

     Необходимо  создавать условия и оказывать  поддержку в обеспечении доступа  СМИ к ресурсам архивов, музеев, библиотек, материалам различных мероприятий для подготовки соответствующих публикаций по патриотическому воспитанию граждан.

Средствам массовой информации необходимо осуществлять проекты, направленные на:

- пропаганду  памятных дат истории Отчества  и города Москвы;

- отражение  исторических аспектов и современных  реалий российской государственности;

- пропаганду  символов государства и города  Москвы (герб, флаг, гимн);

- популяризацию  достижений науки, культуры, общественной  мысли, трудовых и ратных подвигов не только вошедших в историю героев, но и сегодняшних москвичей;

- укрепление  духовного единства российского  народа при сохранении этнического многообразия, развитии культуры межнационального общения;

- освещение  работы общественных объединений,  занимающихся патриотическим воспитанием;

- пропаганду  русского языка.

                        VIII. Оценка реализации Концепции

      Оценка эффективности реализации  Концепции осуществляется на  основе качественных и количественных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

    Оценка  результативности реализации Концепции  осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены нравственно- духовными и количественными параметрами.

    Нравственно-духовные параметры включают в себя показатели, полученные в результате мониторингов и  отражающие: степень повышения толерантности; снижение степени идеологического противостояния в обществе; упрочение единства и дружбы народов; обеспечение заинтересованности граждан в развитии национальной экономики, снижении социальной напряженности в обществе; проявление мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества; уровень реализации творческого потенциала деятелей науки и культуры, журналистов, писателей, кинематографистов в области патриотического воспитания.

    Количественные  параметры — это количество проведенных  научно-исследовательских работ  по проблемам патриотического воспитания и   степень их внедрения в  теорию и практику патриотического  воспитания; подготовленных организаторов  и специалистов в области патриотического воспитания; действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных; военно-спортивных профильных лагерей; граждан, регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров; граждан, прошедших подготовку в военно-спортивных профильных лагерях; детей с девиантным поведением, в отношении которых применяются формы коллективного патриотического воспитания; историко-патриотических музеев, школьных музеев, музеев предприятий, учреждений города Москвы; проведенных выставок патриотической направленности; проведенных фестивалей и конкурсов по патриотической тематике; проведенных военно-спортивных игр; изданных книг, видеопродукции, сайтов в сети Интернет патриотической направленности; проведенных мероприятий военно-шефской работы.

    Результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный подъем, устойчивость в обществе, укрепление государства, его обороноспособности и национальной безопасности.

    Результативность реализации Концепции измеряется степенью готовности и стремлением граждан к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Москвы и России.




IX. Ожидаемый результат

      Реализация  основных направлений Концепции  позволит решить  существующие проблемы в сфере консолидации общества и  укрепления государства.

      Благодаря формированию и развитию у населения  города Москвы таких важнейших социально значимых качеств, как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, благотворительность, добровольчество - возрастут возможности активного участия москвичей в решении важнейших проблем нашего города, что положительно отразится на обществе и общественных отношениях в целом.

      Современное московское общество приобретет ценнейший  компонент созидательного потенциала, который будет определяться готовностью взять на себя ответственность за будущее Москвы, за будущее России.

      В более конкретном плане конечным результатом реализации Концепции должны стать:

      - положительная динамика возрастания  уровня патриотизма и интернационализма у москвичей;

      - укрепление и расширение союза  патриотических сил для защиты  национальных интересов России, создания еще более благоприятных  условий для ее возрождения  как мировой державы;

      - повышение социальной активности, уровня социализации и самореализации москвичей;

      - подъем уровня образования, политической, правовой, экологической культур;

      - политическая стабильность, укрепление  безопасности;

      - минимизация негативных проявлений, снижение преступности, повышение уровня общественной безопасности и правопорядка;

      - возрастание степени участия  населения в общественной жизни  города, в деятельности общественных организациях, объединениях и иных НКО;

      - повышение доверия населения города Москвы к органам власти и правоохранительным органам.

      Концепция предполагает использование ценного отечественного и московского опыта в развитии патриотизма.

      Концепция носит открытый характер, базируется на демократических началах, доступна для участия в ней самых  разных государственных, негосударственных и общественных организаций, движений  с собственными инициативами и проектами.


Информация с сайта Комитета общественных связей

Возврат к списку



Система планирования отсутствий