Вернуться к обычному виду





Система планирования отсутствий

Информационные материалы и издания просветительских организаций

Скачать полный текст статьи на свой компьютер можно на странице Каталог статей

26.03.2010

Общественное Просветительское движение: участие в экономической модернизации и развитии дееспособного гражданского общества

Общественное Просветительское движение: участие в экономической модернизации и развитии дееспособного гражданского общества

Информационно-методические материалы

к Московскому открытому Конгрессу общественного просветительского движения

Москва 2009

Тезисы

I. Отечественный и зарубежный опыт (Великобритания, Германия, Япо ния, Китай и др.) показывает, что формирование в обществе инновационной среды, стремления к непрерывному познанию, к сохранению природы и собственного здоровья, а также воспитание гражданской ответственности и правовой культуры, является результатом системной работы всех государ ственных структур, скоординированной с деятельностью широкой про светительской общественности и её формирований.

В нашей стране общественное просветительское движение (ОПД) имеет давние глубокие традиции.

II. Анализ показывает, что в современных условиях многие традиции про светительства востребованы и могут на новой основе, используя достижения информационных и обучающих технологий, получить необходимое развитие и применение.

В стране было зарегистрировано более 7 тысяч ННО просветительского направления. По мнению экспертов около 350 организаций — реально работающие. 25-30 организаций имеют сетевую межрегиональную структуру, обладают заметным интеллектуальным и организационным потенциалом и составляют ядро ОПД.

Однако для ОПД острой проблемой является развитие на современной технологической базе оптимально достаточной системы региональных и межрегиональных филиальных просветительских структур, без чего невозможно организовать проведение массовой просветительской работы с населением и, прежде всего, с молодёжью.

III. В 2006 г. по инициативе ряда организаций были созданы и при ступили к активной работе «Общенациональный совет просветитель ских организаций» (ОСПО), а затем и учреждённая в 2007 г. организация «Межрегиональный информационно-методический Центр просвети тельства в сфере формирования безопасного и социально устойчивого общества» (ИМЦ).

Результатом работы ОСПО и ИМЦ является развитие на базе двусторонних договоров системы взаимодействия и координации деятельности ряда просветительских организаций московского и других регионов.

IV. Конгресс общественного просветительского движения России (2008 г.) при поддержке Администрации Президента Российской Федерации, Общественной палаты, Правительства Москвы, Центрального федерального округа и др. собрал около 2000 участников, представляющих организации из 70-ти регионов.

Конгресс подчеркнул необходимость координации работы организаций и их конструктивного взаимодействия с исполнительными и законодательными властями.

С этой целью сформирован представительный Общественный совет содействия просветительскому движению России, утверждено Положение о работе Совета, а также одобрена Концепция Программы «Организационно-методическая и технологическая модернизация общественного просветительского движения России».

V.В большинстве субъектов Федерации возрождается практика принятия органами исполнительной власти комплексных программ поддержки и раз вития просветительской работы с населением.

Общественные организации, взаимодействуя со структурами властей, а также с научно- и культурно-просветительными учреждениями (музеи, библиотеки, планетарии, галереи, информационные каналы, СМИ и т.д.), демонстрируют возможность развития дееспособной системы массовой, отвечающей современным вызовам просветительской работы с населением различных социальных и возрастных уровней.

VI. Ряд организаций имеют реальные возможности для развития своих филиалов, представительств и отделений в странах СНГ и др.

Участие в работе Конгресса представителей различных политических партий (КПРФ, «Справедливая Россия» и др.) и их дальнейшие конкретные действия отражают стремление ряда партий внедриться в руководство ОПД, обеспечив своё влияние на Движение в целом и на его основных участников.

VII.Выводы:

В современной России имеются реальные возможности для вовлечения в просветительскую деятельность общественно активных и профессионально подготовленных представителей интеллигенции для конкретной деятельности по развитию в обществе инновационной среды, формированию гражданской активности и другой просветительской работы.

Правомерен вывод о факте существования в стране неформального сообщества — Общественное Просветительское Движение России.

Влияние ОПД может быть весьма значительным в сферах формирования объективного общественного мнения, правовой культуры, толерантности, ответственности за сохранение природы, а также распространении идей здорового образа жизни и др.

Оптимально возможное число участников ОПД на первом этапе 600-700 тыс. человек.

Имеются большие возможности для развития на принципах общественной дипломатии сотрудничества с неправительственными организациями СНГ, прежде всего, Украины, Белоруссии, других стран и международными организациями.

Основные проблемы и недостатки в развитии ОПД.

Современное ОПД представляет исторически сложившийся конгломерат различных формирований, включающий элементы прошлой и новой систем.

Во многих организациях проявляется консерватизм в кадровой политике.

Слабо развивается, а в некоторых случаях деградирует, региональная и филиальная сеть организаций.

Большинство организаций не имеет стабильных источников финансирования, современных технических средств, испытывает серьёзные затруднения с необходимыми помещениями.

Слабость материально-технического обеспечения для организации массовой просветительской деятельности является основной причиной невовлечённости в работу с населением большого числа подготовленных и активных представителей интеллигенции.

Серьёзные недостатки в деятельности ОПД и отсутствие его действенного взаимодействия с государственными структурами привело к снижению уровня массовой просветительской работы, потере способности оперативно и адекватно реагировать на вызовы и процессы, происходящие в обществе, что в определённой мере нашло отражение в процессах снижения гражданско-общественной активности и правовой культуры населения.

VIII. Предложения.

Развитие ОПД как системы, способной к участию в массовой работе с людьми по формированию позитивного общественного мнения, высокой гражданской активности и ответственности, требует решения на региональных и федеральном уровнях ряда взаимосвязанных задач.

Во-первых, в соответствии с Программой модернизации ОПД необходимо создать межрегиональную сеть (первоначально на базе федеральных округов) опорных филиалов ОСПО и ИМЦ.

Во-вторых, параллельно необходимо провести кадровое и технологическое укрепление ОСПО и ИМЦ, которым предстоит, каждому на своём направлении, обеспечить:

• разработку рекомендаций, аналитических и информационных материа лов на электронных и традиционных носителях;

• проведение стационарных и передвижных тематических выставок, се минаров, конференций, круглых столов и др. встреч;

• проведение системной работы по обмену опытом и повышению квали фикации кадров;

• издание методической и информационной литературы;

• развитие Интернет-портала «Просветительство» и др. Важнейшей задачей развития ОПД является усиление кадровой работы,

проведение технологической модернизации.

С этой целью во всех субъектах Федерации и административно-территориальных делениях необходимо принять Программы модернизации и развития ОПД.

Основой для решения этих задач может стать концепция Программы модернизации ОПД, поддержанная первым Конгрессом.

Сложившееся в стране неформальное и достаточно многочисленное сообщество ОПД практически подготовлено, в соответствии с действующим в стране законодательством, к организационно-правовому оформлению в виде определённой формы общественного движения.

Очевидно, решение этих вопросов необходимо вынести на рассмотрение второго Конгресса общественного просветительского движения России.

IX. О необходимости государственной поддержки.

ОПД в целом и составляющее его отдельные организации нуждаются в серьёзной поддержке и помощи со стороны действующих структур власти.

Первостепенными для Движения становятся проблемы кадровой работы, прежде всего, поиск авторитетных и работоспособных лидеров.

Весьма острыми для организаций являются ресурсное и материально-техническое обеспечение, без чего невозможно реализовать Программу модернизации ОПД.

Организациям необходима помощь в определении приоритетных направлений просветительской работы, их роли и места для активного участия в процессах:

— формирования в обществе инновационной среды, способствующей мобилизации всех интеллектуальных ресурсов для создания уникальных знаний и обеспечения современной модернизации страны;

— повышения гражданской активности и правовой культуры населения с целью повышения дееспособности институтов гражданского общества, усиления противодействия коррупции и другим негативным проявлениям в обществе;

— распространения принципов здорового образа жизни, превращения их во всеобщую идею и устойчивую потребность всех людей, особенно молодёжи.

X. О необходимости партийной поддержки.

Общественные организации, входящие в состав ОПД, заинтересованы в конструктивном взаимодействии с партией власти и ожидают от неё поддержку в решении принципиальных задач:

— проведение сильной кадровой политики;

—определение приоритетов и актуальных направлений просветительской работы;

— создание условий для модернизации материально-технического и правового развития организаций;

— участие ОПД в реализации программ общественной дипломатии, раз витии зарубежной филиальной сети и сотрудничестве с международными объединениями;

—содействие и поддержка общественных организаций при формировании государственного социального заказа, а также установление взаимовыгодных партнёрских отношений с бизнес-сообществом.

XI. Ожидаемые результаты: Развитие ОПД будет способствовать:

— повышению дееспособности гражданского общества и социально- экономической устойчивости страны;

— формированию в обществе инновационной среды и атмосферы соци ального оптимизма;

— повышению правовой культуры, гражданской активности и ответственности;

— консолидации интеллектуальных, духовно-нравственных и общественных ресурсов для противодействия распространению пьянства, наркомании, курения и других пагубных пороков в различных слоях населения и, прежде всего, в молодёжной среде.

Высокий уровень развития ОПД будет привлекать и стимулировать общественно активных и подготовленных представителей науки, образования и творческих профессий культуры к участию в конкретной работе с людьми, а также способствовать ответственному пониманию отечественной интеллигенцией своей роли в формировании гражданского общества, сплочении нашего народа для противодействия современным внешним и внутренним угрозам и вызовам.

Конструктивное взаимодействие с партией парламентского большинства позволит ОПД активно участвовать в объективной информационной и разъяснительной работе с широкими массами людей по месту жительства и в трудовых коллективах, используя свои средства и формы, оказывать интеллектуальную поддержку партии власти в реализации масштабных планов и приоритетных задач как перспективного, так и текущего социально-экономического, гуманитарного и общественного развития каждого региона страны.


Возврат к списку




Система планирования отсутствий