Вернуться к обычному виду





Система планирования отсутствий

Информационные материалы и издания просветительских организаций

Скачать полный текст статьи на свой компьютер можно на странице Каталог статей

26.03.2010

Резолюция Конгресса общественного просветительского движения России

Резолюция Конгресса общественного просветительского движения России

Москва, 23 - 24 сентября 2008 года

В работе Конгресса приняли участие 1090 человек из 69 субъектов Федерации, 720 гостей Конгресса и 150 участников выставки.

Регламент Конгресса включал проведение 2-х пленарных заседаний, работу 12 тематических секций и 3-х «круглых столов».

На выставке, организованной в дни работы Конгресса, было представлено более 160 проектов по приоритетным направлениям и актуальной тематике деятельности региональных и межрегиональных общественных просветительских организаций и объединений.

На пленарных заседаниях и секциях с замечаниями и предложениями по различным направлениям просветительской деятельности выступило около 300 участников и гостей Конгресса, внесено более 200 конкретных предложений по совершенствованию организационно-методической и информационно-аналитической работы в интересах общественного просветительства.

Положительную оценку участников получили подготовленные Оргкомитетом Тезисы к Конгрессу, как аналитический и информационно-методический материал для конструктивной дискуссии.

* * *

Участники Конгресса, представляя значительный сектор неправительственных некоммерческих организаций, понимая важность для нашей страны повышения эффективности всех форм и направлений просветительской деятельности, отмечают следующее:

1. Страна решает принципиальную для всего народа задачу — определение дальнейшего направления движения России. Долгосрочная, до 2020-гогода стратегия развития, должна обеспечить качественно иной этап в нашей жизни. Речь идёт о модернизации страны, её экономики, социальной сферы. Это всё задачи огромного масштаба, которые должны решаться уже в ближайшие годы. Просветительскому движению России необходимо чётко определить своё место в решении приоритетных и актуальных задач, стоящих перед страной, найти наиболее эффективные для современных условий методы и формы своей работы.

2. Российское общество продолжает переживать серьёзный духовный кризис, причины которого во многом связаны с особенностями исторического этапа социального, научно-технического и экономического развития страны в XX — начале XXI вв.

У части населения, особенно у подрастающего поколения, наблюдается размытость представлений о коренных духовных ценностях народа, которые сформировались всей его предыдущей историей. Это проявляется в легковесном отношении к семейным ценностям, к патриотизму и истории страны, в распространении насилия, вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных процессов. Такие явления усиливаются целенаправленной экспансией идей «либеральных культурных ценностей», которые внедряются массовой поп-культурой, тиражируются развлекательными программами отечественного и зарубежного производства.

Образ России и нашего народа нередко становится мишенью для необоснованной критики, специально спланированных за рубежом информационных компаний, призванных влиять на принятие важных для государства решений, подорвать духовный потенциал страны.

Некоторыми кругами предпринимаются попытки возродить «холодную войну». Главная цель этих действий — сорвать модернизацию страны, закрепить её сырьевое положение в мировой экономике.

Участники Конгресса отмечают, что в обществе уже происходит консолидация значительных интеллектуальных ресурсов и для преодоления складывающихся негативных тенденций, и для формирования у молодёжи высокой гражданственной позиции, и для воспитания патриотического мировоззрения.

3. Россия входит в новый в период динамичного развития. Наше государство последовательно решает задачу формирования суверенной демократии, как системы эффективного самоуправления свободных людей. В позитивном направлении идут и процессы развития институтов дееспособного и эффективного гражданского общества.

Существенной составляющей этого колоссального ресурса призвано стать общественное просветительское движение, традиции которого неразрывно связаны с историей и самобытной культурой нашего народа.

Подтверждением этому служит самоотверженная и настойчивая деятельность ряда организаций в центре и регионах, которые, несмотря на большие трудности и отсутствие должной поддержки, не только сохранились как просветительские ячейки, но и последовательно наращивают свой вклад в решение общественных и социально значимых задач, способствуют возрождению на новой основе лучших традиций просветительства.

4. Общественное просветительство в целом, сталкиваясь с серьёзными трудностями, представляет в современных условиях весьма громоздкий и во многом стихийно сложившийся конгломерат. Оно медленно выходит из кризисного состояния, не координируется и весьма коммерциализировано.

Многие организации не имеют доступа к современным средствам массовой информации и коммуникаций, используют отсталую технологическую базу, попали в зависимость от зарубежных спонсоров. Во главе некоторых организаций находятся малоавторитетные или слабо подготовленные лидеры.

Такое положение снижает эффективность общественной массовой просветительской работы, не позволяет в полной мере использовать весь её потенциал для поддержки качественно нового, инновационного развития страны.

5. Убедительное большинство общественных просветительских организаций поддерживает предложения по активизации нашего движения инеобходимости взаимной координации работы. Подтверждается настрой просветительских организаций на конструктивное взаимодействие с действующими властями по консолидации всех сил нашего общества в решении задач качественного изменения страны.

Речь идёт, прежде всего, о приоритетных направлениях инновационного социально-экономического развития, проведении гуманитарных акций, поддержке русского языка за рубежом, нравственном воспитании, распространении идей здорового образа жизни, противодействии правовому нигилизму и борьбе с коррупцией.

6. Общественность и актив организаций отмечают необходимость дальнейшего развития традиционных, проверенных временем форм и методов работы с людьми в просветительской деятельности. Наряду с этим требуется активное использование современных высокотехнологичных методик и средств массовой информации, системы Интернет, огромного интеллектуального потенциала, духовных и художественных ценностей, сосредоточенных в музеях, библиотеках, культурно-образовательных учреждениях и центрах страны.

По убеждению многих представителей научной и творческой интеллигенции, специалистов, актива просветительских организаций, назрела необходимость разработки Программы «Организационно-методическая и технологическая модернизация общественного просветительского движения России».

Реализация этой Программы позволит развить современную организационно-методическую и технологическую базу для общественного просветительства, повысить эффективность деятельности организаций, создаст условия для координации их совместной работы по реализации комплексных масштабных проектов, активно включит в эту сферу студенческую и научную, творческую и работающую в реальном секторе экономики молодёжь.

7. К числу важнейших задач Программы, имеющих большое значение для повышения эффективности и качества работы с людьми различных профессий, социальных слоев и возрастов, следует отнести:

— обучение и регулярное повышение квалификации лидеров и актива

просветительских организаций;

— создание квалифицированного Информационно-аналитического и издательского центра с использованием возможностей уже существующих структур («Информ-Знание», «Знание-сервис» и др.), организация регулярного выпуска для просветительского движения методических материалов как в электронном виде, так и на традиционных носителях (бюллетени, тематические сборники, журналы и газеты и др.), открытие в федеральных округах и субъектах Федерации опорных информационно-методических центров;— укрепление просветительского канала «Радио-Знание», создание в будущем просветительского телеканала;

развитие существующих в регионах домов Знаний, Науки и техники, Духовного наследия и др., как учебно-информационных и методических центров по работе с различными категориями населения;

— активное использование в просветительской деятельности уникальной интеллектуальной базы музеев, библиотек, театров и др. В условиях нарастающих объёмов информационных потоков только интеллектуальные, культурные и духовно-нравственные «фильтры» могут не допустить «оскудения души», её растрачивания на суету;

— распространение через радио- и телеканалы популярных и положительно зарекомендовавших себя просветительских программ: «Трибуна

Информационный обзор материалов Первого Всероссийского Конгресса общественного просветительского движения и мероприятий по реализации его рекомендаций

Академии наук в Политехническом», «Экология души»; клубов «Интеллектуал», «Герои Отечества», «Памятные даты», «Великая Провинция России»;

- участие в программе «Поддержка русского языка, литературы,

книгоиздания»;

-разработка и реализация программ образовательного, экологического, оздоровительного и иных тематических форм туризма по историческим и памятным местам России и регионов;

- формирование единой информационной системы развития и поддержки просветительского движения, построенной с использованием современных информационных технологий и технических средств.

В этой связи Конгресс обращается к руководству Российской Федерации с призывом оказать всемерную поддержку старейшему просветительскому центру России — Политехническому музею в решении назревших задач по его сохранению и дальнейшему развитию в интересах просветительского движения.

Заинтересованное участие в конкретной просветительской работе значительной части научной и творческой интеллигенции, ведущих ученых и деятелей культуры, молодых ученых, преподавателей, студентов и аспирантов усилит консолидацию интеллигенции и повысит ее вклад в формирование гражданского общества, будет способствовать повышению правовой культуры, распространению идей патриотизма и уважения к истории государства и наших народов.

8. Воспитание у людей гражданской культуры, их активное и заинтересованное участие в процессах разработки и реализации планов и проблем развития государства, преодоление правового нигилизма и коррупции, создание в обществе атмосферы доброжелательности и здорового оптимизма — важнейшие условия для решения общероссийских задач.

Планы страны должны проходить через широкое публичное, конструктивное обсуждение и общественную экспертизу, с тем, чтобы долгосрочные цели и ориентиры были поняты и поддержаны всеми гражданами.

В просветительских проектах и программах должна чётко проводиться линия на поддержку и использование различных стимулов к повышению вклада каждого человека, коллективов и объединений разных форм собственности в эффективное и творческое решение проблем и распространение «прорывных» экономических и технологических знаний.

9. Участники Конгресса отмечают, что органы государственной власти и местного самоуправления всех уровней проявляют заинтересованность во взаимодействии с общественными просветительскими организациями и подготовлены к восприятию и поддержке конкретных гражданских инициатив, которые носят конструктивный и созидательный характер.

Многие предпринимательские структуры в современных условиях проявляют готовность к осуществлению продуманной, целенаправленной и социально ориентированной политики, воспринимая просветительские организации в качестве потенциальных союзников для осуществления совместной деятельности на условиях творческого и социального партнёрства: «Власть — общественный сектор — бизнес».

Необходимо существенное расширение поля взаимодействия органов государственной власти с общественными организациями и бизнесом с использованием современных информационных технологий, в том числе сети Интернет, мультимедийных и электронных коммуникаций, включая:

— информирование населения о реализации социально значимых совместных проектов органов исполнительной власти, общественных и иных некоммерческих организаций и бизнеса в целях формирования позитивного общественного мнения в поддержку развития партнерства органов государственной власти, общественного сектора и бизнес-сообщества;

- информационную поддержку социально значимых программ, проектов, акций и других инициатив, осуществляемых общественными и иными некоммерческими организациями, других направлений взаимодействия, отмеченных в Тезисах к Конгрессу.

Выдвижение ряда новых задач требует корректировки практики, сложившейся в предыдущие годы, переключения основных усилий на те сферы, которые непосредственно определяют качество жизни населения, на достижение социальной стабильности и безопасности людей, на решение комплекса демографических проблем, на борьбу с коррупцией, национализмом и терроризмом.

Заинтересованные стороны должны стремиться к повышению эффективности взаимодействия, совершенствуя с этой целью формы и методы деятельности в основных сферах долговременного сотрудничества:

социальной; экономической; научно-исследовательской и экспертно-аналитической; культурно-исторической; межрегиональных и международных отношений, включая сферу общественной дипломатии.

10. Общественный совет содействия просветительскому движению России (далее Совет), сформированный участниками Конгресса, призван стать информационно-аналитическим и методическим центром для возрождающегося отечественного просветительства.

Информационный обзор материалов Первого Всероссийского Конгресса общественного просветительского движения и мероприятий по реализации его рекомендаций

Тематические секции Совета призваны принимать активное участие в разработке Программы «Организационно-методическая и технологическая модернизация общественного просветительского движения России».

На стадии реализации Программы Совету предстоит включиться в работу по координации деятельности общественного просветительского движения, обобщению его опыта и определению приоритетных направлений взаимодействия и партнёрства в системе «Власть — общественный сектор — бизнес».

Президиуму Совета необходимо определить для обеспечения результативной работы Совета организационные формы и механизмы его деятельности.

11. Конгресс обращается к представителям всех ветвей российской власти, общественным и политическим деятелям, руководителям и высококвалифицированным специалистам, работающим в исполнительных государственных и муниципальных структурах, активно включаться в практическую работу общественных просветительских организаций в центре и на местах, оказывать им конкретную помощь и поддержку.

Продолжая давние традиции просветительского движения, руководителям важно принимать личное участие в конкретной информационной, лекционной, дискуссионной, издательской и другой работе, общаясь с различными категориями населения, используя для этого все современные и эффективные формы информатики.

12. Участники и гости Конгресса положительно оценивают работу организаций, выступивших с инициативой проведения настоящего Конгресса, и поручают им провести в 2008-2009 годах необходимые мероприятия по подготовке второго Конгресса общественного просветительского движения России.

С этой целью необходимо обобщить итоги настоящего Конгресса, учесть все предложения и недостатки.

Конгресс выражает благодарность Общественной палате Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации за помощь в проведении первого Конгресса общественного просветительского движения России и от имени общественного просветительского движения выражает надежду на дальнейшее взаимодействие и поддержку.


Возврат к списку




Мгновенные сообщения XMPP