Вернуться к обычному виду





Информационные материалы и издания просветительских организаций

Скачать полный текст статьи на свой компьютер можно на странице Каталог статей

25.03.2010

Просветительство и образование: традиции и современность

Просветительство и образование: традиции и современность

Г.А. Ключарев

Зав. отделом Института социологии РАН, д.ф.н., профессор

О. Корсгард

Зав. департаментом философии образования Датского педагогического университета, президент Всемирной ассоциации образования, профессор

История просвещения и просветительской деятельности состоит из противостояния различных источников просвещения и общего образования в борьбе за влияние на общество. Концепцию просвещения стремятся использовать в своих интересах различные социальные группы и институты, т.к. идеи просветительства затрагивают весьма чувствительные для общества вопросы - национальной идентичности, религиозности, образа жизни, выбора систем ценностей и др. В данной статье хронологически рассматриваются основные исторические формы просвещения: религиозное, гражданское, народно-национальное, просвещение трудящихся. На основании этого делается прогноз о развитии просветительской деятельности в современных условиях.

До сих пор нет целостной концепции просвещения. Появление такой концепции, разумеется, не исчерпывается перечислением различных подходов и тех социальных институтов, которые им соответствовали. И всякий раз, когда появляется новый подход к просветительству и образованию, подобно сегодняшним электронно-сетевым принципам и технологиям, приходится возвращаться к исходным положениям и рассматривать их в контексте уже существующих реалий. Такому принципу следуем и мы.

В каждой из традиций просвещения и образования мы выделяем три уровня - 1) исходные теоретические положения, 2) сложившийся институциональный базис и 3) состав профессионального сообщества (включая методы, которыми оно пользуется). Данный подход предполагает постоянный переход от истории конкретных идей к истории социальных институтов и, наконец, к истории субъектов. При этом основными вопросами являются следующие.

Какие идеи оказывают влияние на первичный базис, из которого впоследствии формируются различные подходы к просвещению и образованию?

Кто те люди, которые специально предлагают эти различные подходы? И какие социальные силы предлагают эти новые подходы к просветительству и образованию?

Далее, какие институты связаны с этими социальными движениями? Можно ли в числе этих институтов назвать церковь, университеты, вечерние классы, различные кружки, курсы, лектории, рабочие школы?

Кто те люди, которые имеют как бы первичный доступ к свету знаний? Священник, школьный учитель, университетский профессор, поэт, ученый или представитель «простого» народа?

Какие системы знаний, средства и педагогические методы используются в каждой из традиций? Можно ли отнести к этим системам знаний богословие, естествознание, философию, историю, литературу, математику, всевозможные тренинги или, скажем, упражнения по физическому совершенствованию своего тела? И какое из средств и источников просвещения - текст, книга, устное слово, игра и упражнение, картина и образ - признается наиболее эффективным? Какие типы просвещения и образования предпочтительны - проповедь, классный урок, лекция, учебный кружок, групповой тренинг или праздная прогулка по достопримечательностям?

Постараемся ответить на некоторые из поставленных вопросов применительно к различным формам просвещения в той последовательности, как они возникали и развивались в истории европейской цивилизации.

РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

На протяжении веков церковь прилагала значительные усилия для создания единой христианской культуры. Первые священники стояли перед задачей, во многих отношениях равнозначной задаче миссионеров, которые проповедовали Евангелие язычникам.

Для России начало просвещения, по всей видимости, соотносится с введением христианства. Обряду крещения (обращения в новую веру) подвергались взрослые граждане Древней Руси, на них были направлены многочисленные, как сейчас бы сказали - разъяснительные, или просветительские мероприятия. Потребность в большом числе священнослужителей также удовлетворялась посредством «специализированного» обучения новообращенных. Таким образом, есть все основания говорить о 1000-летней истории образования взрослых в России.

Но постепенно государство приобретает все больший контроль над теми просветительскими функциями, которые выполняла церковь. Случалось, что крестьяне просили священника принять участие в каком-то обряде, а власти запрещали ему это делать. С другой стороны, церковь становится тем институтом, который от имени государства возглавляет процесс получения начального образования, просвещения и обучения детей, молодежи, взрослых, а также пожилых. Священники становятся ответственны за образование прихожан, ведут необходимую документацию и взаимодействуют с исполнительной властью. «Вспомним, что в дореволюционной России Закон Божий преподавался во всех школах. И, значит, тех проблем, перед которыми стоит современное духовное образование и которые мы сегодня призваны преодолеть, в те времена просто не существовало. Не забудем также, что Российское государство традиционно оказывало всемерную поддержку религиозному просвещению через систему народного образования. А, кроме того, существовала еще обширная сеть церковноприходских школ. Основы православия преподавались на всех уровнях дореволюционной системы образования: в гимназиях и реальных училищах, в средних учебных заведениях и высшей школе. Разумеется, это в значительной мере способствовало христианизации народа и нравственному воспитанию новых поколений».1

1Проблемыдуховногообразованиявконтекстесовременныхвызововцеркви, Россииимиру./ ЖурналМосковскойпатриархии, 3, 2006, с.22.

Последнее десятилетие церковь вновь обретает возможность оказывать влияние не только на духовную, но и на практическую, повседневную жизнь. Просветительская и педагогическая деятельность церкви в сочетании с поддержанием определенного уровня нравственности и морального мышления - все это позволит, по мнению высших иерархов, создать более эффективную систему, чем была до сих пор. На пленарном заседании XIV Рождественских образовательных чтений (январь 2006 г.) митрополит Кирилл особо подчеркнул, что тема духовного просвещения народа должна неизменно пребывать в центре внимания Русской православной церкви.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Европейское Просвещение берет начало в XVIII веке и продолжается до начала XIX в. Его суть была сформулирована так называемыми «отцами просвещения»- A. Вольтером, Дж. Вико, Ш. Монтескье, И. Гете, И. Гердером, B. Гумбольдтом, Ф. Шиллером. Разум и красота - важнейшие составляющие Просвещения - должны стать достоянием каждого человека. И тогда с их помощью удастся преобразовать мир, сделать его более справедливым и человечным. Для этого надо приобщать простой народ к ценностям культуры, нести свет научных знаний в каждый дом и каждую семью. Они, собственно, и предложили саму идею просвещения, искренне поверив, что просветительство возвышает человека над суевериями и предрассудками, в том числе и над религиозными.

По своей идеологической сути Просвещение было антифеодальным течением. Оно преследовало цель переустройства мира, включая переход к новой форме политического управления обществом. Просветители отвергали религиозную схоластику, разоблачали нетерпимость, фанатизм церкви, косность феодальных порядков. Они последовательно выявляли несостоятельность богословских и метафизических систем прошлого, безусловного авторитета церкви, традиционных моральных установок, героического эпоса, культа сословного аристократизма, отвергали государственный абсолютизм и т.д.

В эпоху Просвещения многие мыслители и педагоги восприняли мысль о том, что люди созданы для просвещения, исходя из чего Библия заменяется на «Энциклопедию» - систематизированный свод основных знаний, изданную в 17 томах на протяжении 1751 -1772 годов. Цель «Энциклопедии» заключалась в собрании и публикации новых знаний и современных идей в манере, доступной простому народу. Существенно, что «Энциклопедия» рассматривалась ее авторами как средство борьбы против церкви.

Мыслители эпохи Просвещения стремились разработать всеобщие критерии и подходы к просветительству, обучению и культуре. Разумеется, они не выдвигали аргументов против собственно христианства, критикуя лишь религиозную веру в загробную жизнь.

Чтобы понять, в чем заключалась взрывоопасность Просвещения, следует обратиться к практике публичной дискуссии. Наиболее важным и противоречивым политическим требованием Просвещения было положение о свободе слова. Это требование появилось в среде буржуазии, которая испытывала ограничения со стороны высших аристократических сословий и феодалов. Постепенно буржуазия начинает завоевывать право свободно обсуждать на публике, какими быть новому государству и церкви, отдельному человеку и обществу в целом, как строить образование, обучение и просветительство.

К концу XVIII в. новые педагогические подходы оказываются в центре общественных дебатов. Среди прочих обсуждались вопросы наследственности и среды проживания человека. Насколько существенно влияет на характер человека его происхождение? Привилегии благородных людей часто объяснялись наличием лучших природных задатков. Если родился благородным - так и оставайся им на всю жизнь. Нищий же всегда останется нищим. Конечно, человек может изменять свое поведение на людях, однако суть характера остается все же неизменной. Теория, излагающая такое видение сути человека, получила название предопределенной индивидуальности.

Эразм Роттердамский возражал против такого подхода, настаивая, что среда формирует человека, однако наиболее убедительные аргументы нашел Джон Локк: через обучение человек постепенно может становиться джентльменом. На протяжении XVIII в. такой подход получил широкое распространение и, собственно, лёг в основу названия - эпоха Просвещения.

Идеи просветителей получили широкое распространение и в России, ими увлекалась сама Екатерина II. Российское Просветительство существовало как антифеодальная идеология эпохи перехода от феодализма к капитализму начиная с 60-х годов XVIII в., когда социальные противоречия в стране достигли определенной остроты, а вопросы взаимоотношений помещиков и крестьян выдвинулись на передний план.

На первом этапе российские просветители, резко критикуя крепостнические порядки, выступали лишь за смягчение, ограничение наиболее вопиющих проявлений крепостничества. При этом все надежды они возлагали на всесилие просвещения и просвещенного монарха. На втором этапе, в 80-90-е годы, просветители выступают за уничтожение крепостничества в целом как государственной системы. Правда, в конце XVIII в., напуганные восстанием Е.И. Пугачева и революцией во Франции, просветители отказались от революционной борьбы с абсолютизмом.

Второй этап в развитии просветительства в России тесно связан с именем русского революционного мыслителя, писателя А.Н. Радищева. Радищев был хорошо знаком с трудами великих деятелей французского просветительства. На его мировоззрение оказала сильное влияние крестьянская война под предводительством Пугачева. В1781 -1783 гг. он создает оду «Вольность», где в полной мере проявляются его революционные убеждения, направленные против правительства и царизма. Радищев прославляет народную революцию, верит, что придет «вожделенная пора», когда прозревший народ, восстав, «задавит» хищного волка- российского самодержца. В 1780-е годы Радищев работает над главным своим произведением-«Путешествие из Петербурга в Москву». Книга Радищева сразу же привлекла к себе внимание, вызвала, по свидетельству осведомленных современников, «великое любопытство».

В «Путешествии...» нашел отражение широкий круг идей русского Просвещения. Радищев не только наглядно показал все зло самодержавия и крепостничества, но и впервые в литературе открыто призвал к беспощадной борьбе с этим злом, считая наиболее верным путем к вольности революционное восстание народа против угнетателей. На полях книги Екатерина II написала, что автор «бунтовщик хуже Пугачева». Радищев был арестован и приговорен к смертной казни, которая была заменена ссылкой на 10 лет в Сибирь. В1801 году, когда заговорщиками был убит Павел I и на престол взошел его сын Александр I,

Радищев был окончательно амнистирован. Он вошел в Комиссию по составлению законов, но скоро почувствовал, что все его проекты и предложения, даже самые умеренные, встречают непонимание и неприятие. Глубокое разочарование в возможности осуществления хотя бы минимальной программы преобразований, неверие в просветительство в России вызвали роковой исход. 11 сентября 1802 года А.Н. Радищев покончил с собой.

Таким образом, одним из основных признаков гражданского просветительства, в том виде как оно сформировалось к началу XIX в., стал либерализм и приобщение максимально большого числа граждан к новым системам ценностей, светских и научных знаний. Сейчас можно утверждать, что просветительство являлось революционной образовательной теорией, которая неоднократно трансформировалась с учетом национальных особенностей на протяжении всего XIX и XX веков.

НАРОДНОЕ (национальное) ПРОСВЕЩЕНИЕ

В истории языка слово «народ» часто ассоциируется с такими понятиями, как плебеи, плебс, простые люди. Как в христианской, так и в гражданской образовательной доктринах провозглашалось, что именно люди являются объектом и субъектом образования. Вопрос о содержании образования должен решаться только образованными людьми. Однако в начале XIX в. получает распространение новый подход, согласно которому свет просвещения должен исходить «снизу», от народа. Отныне народ не рассматривается как примитивная и необразованная масса-напротив, это источник знаний и просвещения.

После Великой Французской революции, которая расчистила путь к такому пониманию, начинается переход от абсолютистской монархии к демократии, посредством радикальной трансформации всей политической системы. Душа народа заменяет место Бога. Выравнивание прав аристократии и простых людей произошло, когда на основании самых обычных законов французский король был обезглавлен. Сила перешла к народу, который отныне становится новым легитимным базисом для государства и его политики.

Концепция «народа» приобретает новое значение не только во Франции, но также и в Германии. Это происходит вслед за ростом национальной культуры и национального самосознания, которое отказывается от универсализма ценностей эпохи Просвещения. Все начиналось с «народной песни», как писал немецкий историк Гердер в своей книге под аналогичным названием, опубликованной в 1778 году. Книга содержала тексты народных песен, восстановленных и переведенных с различных языков. Гердер рассматривал народный язык и поэзию как подлинное выражение народного духа и созидательности. За короткое время эта идея распространилась по Европе. Люди начали собирать фольклор, а в числе прямых последователей Гердера оказались в Германии братья Гримм, в Дании -Н. Грундтвиг, в России - Н.В. Гоголь. Собирание фольклора превратилось в предмет научного изучения, хотя проследить, как народное творчество влияет на процесс национальной интеграции, почти не удавалось. В некоторых случаях одни и те же лица, наряду с академической деятельностью, принимали участие в культурной и политической жизни, как, например, известный русский врач Н.И. Пирогов. Он первым организовал воскресные Высшие народные школы для «простых» людей.

Во многих частях Европы (и несколько позже в России) артисты и учащиеся старательно вносили свой вклад в распространение идеи «народности». Поэты

воспевали дух народа, историки создавали национальную литературу и открывали забытых героев, композиторы сочиняли гимны, а художники пробуждали своими полотнами национальные чувства и патриотизм.

Новое понимание «народности» имело революционное значение для просветительской деятельности. Так Руссо подверг критике надежды Просвещения на то, что наука и искусство возвышают человека. Его эмоциональное и неожиданное заявление было направлено против образования вообще, которое, по его же словам, разрушает подлинную природу человека. Это происходит из-за разительного контраста между господствующей культурой и внутренним миром человека. В обществе растут науки, накапливаются новые знания, развиваются искусства, торговля, индустрия, пишет Руссо. Но неизменно присутствуют алчность, честолюбие, соперничество и борьба интересов, взаимная ненависть - неизбежные последствия прогресса.

Обучение невозможно и, следовательно, просвещение теряет всякий смысл. Правда, Руссо не делает буквально такого заключения. Рациональное во взглядах Руссо состояло в том, что хорошее образование должно обязательно опираться на природные и индивидуальные задатки человека. От самого рождения и на протяжении всей жизни человек как бы открывает себя. Индивидуальная активность и самореализация - вот идеалы обучения. Теория Руссо получила название естественного саморазвития субъекта.

В некоторых вопросах мнения Руссо и Гердера совпадают. Гердер, так же как и Руссо, любил использовать ботанические метафоры, когда говорил об образовании и развитии человека. Ребенок, как растение, развивается, опираясь на свои внутренние ресурсы и потенции. Садовник, который ухаживает за растением, может только создать благоприятную среду для роста и развития. Впрочем, у Гердера садовнику отводится большая роль, чем у Руссо.

Учение Гердера привело к появлению сложного понятия Bildung, которое имеет исключительное значение в истории гражданского просветительства. Суть этого понятия отражает особенности реализации человеком своего внутреннего потенциала в процессе образования. С помощью Bildung удается объяснить связь между индивидуальными и общественными интересами. Каждый человек обладает характером, который является сочетанием индивидуального и национального. Индивидуальное и национальное развиваются исключительно благодаря обучению, когда человек постепенно социализируется и начинает осознавать свою принадлежность к сообществу людей в конкретном государстве и конкретном этносе. В этом отношении национальный язык, история и литература имеют решающее значение.

Современником Гердера был выдающийся российский писатель, историк и журналист Н.М. Карамзин. В эволюции его взглядов на просветительство отражается вся сложность и национальная специфика вопроса о взаимоотношении либерального и консервативного в образовании. Так, Карамзин использовал ряд просветительских положений для обновления дворянских программ. Однако при этом он отмечал, что люди по своей природе весьма несовершенны и поэтому любые перемены, прежде всего либеральные, бесплодны и вредны. Просвещение, по мнению Карамзина, в условиях российской действительности следует рассматривать как необходимую «моральную узду» для народа. А самодержавие и существующий крепостнический порядок в целом - как форму

разумного общественного обустройства и «обуздания» наименее просвещенной, «эгоистичной» части населения - в основном, крестьянства.2

ПРОСВЕЩЕНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ

Во второй половине XIX в. появилась еще одна форма просвещения, которая убедительно продемонстрироваласвою эффективность в работе с городским трудящимися - наемными рабочими. В 1848 году, в период революции, охватившей страны Европы, К. Маркс и Ф. Энгельс опубликовали «Коммунистический манифест», который заканчивался призывом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Согласно Марксу и Энгельсу, у пролетариев нет Отечества, нет нации, у них есть только наднациональные интересы. Эти общие интересы составляют главную основу братства народов и интернационального общества. Маркс развил известную концепцию Гегеля о неизбежном антагонизме между хозяевами и рабами и обосновал идею о классовой борьбе как движущей силе истории.

Благодаря Марксу и его последователям возникла напряженность между рациональными научными знаниями, которые составляют важный элемент просветительства, и нерациональным революционным порывом. Наука, знания и гражданская страсть соревнуются за право стать основой просвещения. Действительно, марксизм, с одной стороны, содержит большую долю эмоционального призыва к классовой борьбе; с другой - его характерной чертой является анализ общества, как системы социальных механизмов, с неумолимой логикой движущих общество в направлении коммунизма. Маркс, таким образом, основывает революционный призыв на научном анализе сложившейся ситуации.

В соответствии с идеями марксизма, в конце XIX в. было положено начало рабочему движению, как самостоятельному политическому направлению. Рабочим было необходимо освободиться от влияния образовательных и просветительских учреждений, созданных буржуазией, и отдать предпочтение вопросам, затрагивающим экономические и социальные условия их жизни. Изучение национальной истории и литературы не представлялось столь важным. Между тем в течение длительного времени не было достаточной ясности относительно того, следует ли рабочим бороться за расширение доступа к существующей системе образования или создавать свои собственные учреждения образования взрослых. В Европе начала XX в. это были марксистские кружки, позже -партийные школы.

Приход большевиков к власти в России также связан с активным (прежде всего, политическим) просвещением трудящихся, которое сохранялось, постепенно трансформируясь, до начала 1980-х годов. Подчеркнем, что просвещение трудящихся по своей сути является социальным проектом левой политической ориентации. Это обстоятельство определило значительную популярность просветительских программ в ряде стран «третьего» мира во второй половине XX в. Так, в Бразилии, Аргентине, Чили получила широкую поддержку «педагогика угнетенных» П. Фрейре.3 Еще один пример плодотворного применения просветительских идей связан с именем президента Танзании Д. Ньерере, который в кратчайшие сроки смог значительно повысить грамотность населения и активизировать его борьбу за независимость.

2ЕрасовБ.С. Социальнаякультурология.-М.: Аспект-Пресс, 2000.-с.42-44.

3 МоряковВ.И. РусскоепросветительствовторойполовиныXVIIIвека. - М., 1994, с.57.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нынешних условиях просветительство неразрывно связано с образованием взрослых. Накопление человеческого капитала, его постепенное превращение в капитал социальный обусловлено, прежде всего, интеллектуальными технологиями, суть которых заключается в производстве и передаче знаний в самых различных направлениях: от каждого - всем, и от всех - каждому. В этой связи можно сказать, что традиции просветительства, или, точнее, европейского Просвещения, претерпели серьезные изменения, поскольку первоначально речь шла об однонаправленном процессе. Кроме того, в глобализирующемся мире появились новые ценности, во многом отличающиеся от тех, которые провозглашали «отцы Просвещения». В то же время мы видим, что «свет» знаний остается основополагающей ценностью нашей культуры, а само просветительство, как и раньше, имеет целью совершенствование человека. Поэтому можно говорить о предельно широком понимании просветительства в наши дни.

Состязательность различных источников знаний также сохраняется. Это можно отчетливо проследить по тому, как некоторые источники знаний институализируются. Скажем, система дополнительного профессионального образования взрослых сегодня насчитывает более 1500 учреждений, а общее количество взрослых учащихся составляет порядка полутора миллионов человек. К 2010 году, согласно Федеральной целевой программе развития образования, это число должно увеличиться в три раза. Но как измерить вклад и эффективность неформального образования, которое не институализируется, а осуществляется в многочисленных кружках, клубах, ассоциациях и не связано с профессиональной деятельностью?

Просветительская деятельность, на наш взгляд, охватывает все виды образования в той степени, в какой их целью является приращение человеческого капитала. При этом, с одной стороны, она оказывает непосредственное влияние на государственную политику в области образования взрослых, а с другой - выполняет роль внегосударственного фактора, определяющего учебную деятельность человека от информального образования до самообразования. Если образование взрослых, благодаря своей гибкости, оперативности и сравнительно небольшим издержкам, способно эффективно содействовать успешному разрешению политических, социально-экономических, технологических и культурных проблем в условиях дефицита времени и кадровых ресурсов, то собственно просветительская деятельность открывает безграничные возможности перед каждым учащимся человеком вне зависимости от его возраста, статуса или материального положения.

Таким образом, есть все основания считать развитие просветительской деятельности основным условием продвижения вперед - по пути к ОБЩЕСТВУ ЗНАНИЙ.


Возврат к списку




Мгновенные сообщения XMPP