Вернуться к обычному виду





Система планирования отсутствий

Аналитическая записка


23.03.2010

Аналитическая записка

О СОСТОЯНИИ, ПЕРСПЕКТИВАХ И НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ (ОПД) В РОССИИ

УЧАСТИЕ ОПД В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАНЫ

И ПОВЫШЕНИИ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Реализация положений Послания Президента РФ Д.А.Медведева, задач, сформулированных в последних выступлениях Председателя Правительства РФ В.В.Путина, решающим образом связана с развитием человеческого фактора  и широкой просветительской деятельностью. Модернизация страны без укрепления гражданского, нравственного потенциала невозможна.

Просветительство в России  имеет многовековую историю. Во всех социально-политических контекстах  оно обеспечивает  преемственность развития, сохраняя, с одной стороны, традиции и обычаи, существующий жизненный уклад, а с другой - открывая двери инновациям, модернизирующим общепринятые системы ценностей. Оно никогда не имело ничего общего с революциями и дворцовыми переворотами, резкой сменой политического курса или ротацией элит, оно и по сей день остаётся публичной ценностью, имеющей исключительное значение для страны и общества.

В нынешней ситуации речь идёт о выработке новой для России модели просветительства, основанной на активном и осознанном участии населения в социально-экономических преобразованиях. Просветительство становится частью политической культуры, а его носителями - субъекты гражданского права: некоммерческие организации, клубы, ассоциации и другие добровольные объединения граждан.

 

I.           Исторический опыт общественного просветительского движения.

               Отечественный и зарубежный опыт (Великобритания, Германия, Япония, Китай и др.) показывает, что формирование в обществе инновационной среды, стремления к непрерывному познанию, к сохранению природы и собственного здоровья, а также воспитание гражданской ответственности и правовой культуры, является результатом системной работы всех государственных структур, скоординированной с деятельностью широкой просветительской общественности и её формирований.

Справочно.

 В 1986 году в СССР ведущие научно- и культурно-просветительские общественные организации: СНИО, ВСНТО, Общество Красного Креста, Общество «Знание» и др. (около ста организаций, схемы - приложения №1,2), объединяли на правах членства около 11 миллионов общественно активных представителей научной и творческой интеллигенции, включая студентов, аспирантов и молодых учёных.

 Это были самоуправляемые, экономически независимые общественные объединения.

  Например, во Всесоюзном Обществе «Знание» на основе членства участвовало около 5 млн. человек. Общество имело отделения, филиалы, учреждения  и производства во всех республиках, областях, районах, в крупных трудовых коллективах. Проводились многочисленные конференции, семинары и выставки, лекции и беседы (каждый житель страны имел возможность присутствовать на 3-4 научно-популярных лекциях в течение года), массовыми тиражами издавалась научно-популярная литература, газеты и журналы. Так, еженедельная газета «Аргументы и факты» выпускалась разовым тиражом 36 млн. экземпляров. На свои средства просветительские  объединения строили и содержали Дома Знаний, Науки и техники, планетарии и т.д.

Велась широкая международная деятельность.  

Большое внимание уделялось нравственно-просветительской и патриотической  работе с молодежью.

    

 

II.              Современное состояние общественного просветительского движения.

                  Анализ показывает, что в современных условиях многие традиции просветительства востребованы и могут на новой основе, используя достижения информационных и обучающих технологий, получить необходимое развитие и применение.

В стране было зарегистрировано более 7 тысяч ННО просветительского направления. В Конкурсах 2007-2009 гг., проводимых по Распоряжению Президента РФ о поддержке ННО, ежегодно с проектами просветительского характера принимает участие более 1500 действующих организаций. По мнению экспертов около 350 организаций - реально и устойчиво работающие. 25-30 организаций имеют сетевую межрегиональную структуру, обладают заметным интеллектуальным и организационным потенциалом и составляют ядро ОПД. Ряд авторитетных организаций ведёт свою уникальную историю с XVIII-XX веков.

         В 2006 г. по инициативе ряда организаций были созданы и приступили к активной работе Общенациональный совет просветительских организаций (ОСПО), а затем и учреждённая в 2007 г. организация Межрегиональный информационно-методический Центр просветительства в сфере формирования безопасного и социально-устойчивого общества (ИМЦ).

           При непосредственном участии ОСПО и ИМЦ осуществляются издательские проекты, проводятся тематические выставки, мероприятия экспертного   характера, повышение квалификации кадров для общественных организаций, организационно-методическое и аналитическое обеспечение конгрессов, конференций и различных межрегиональных акций.

          Результатом работы ОСПО и ИМЦ является развитие на базе двусторонних договоров системы взаимодействия и координации деятельности ряда просветительских организаций московского и других регионов (схема - Приложение № 3).

Однако для ОПД острой проблемой является развитие на современной технологической базе региональных и межрегиональных филиальных просветительских структур, массовой членской базы, которые за годы перемен были утрачены или деградировали.

 

III.                       Развитие процессов консолидации ОПД.

 

                    Первый  Конгресс       общественного       просветительского     движения       России (сентябрь 2008 г.),   состоявшийся при поддержке Администрации   Президента      Российской       Федерации, Центрального федерального  округа,  Общественной    палаты  Российской  Федерации,  Правительства   Москвы и  других, собрал  около 2000 участников, представляющих организации из 70-ти регионов. Аналитические материалы, доклады, выставка, дискуссии на секциях, а также Резолюция Конгресса подтверждают стремление ОПД к активному участию в работе с населением. Отмечен опыт организаций, реализующих актуальные проекты и сохранивших филиальные, сетевые и производственные структуры.

                   Конгресс подчеркнул необходимость координации работы организаций и их конструктивного взаимодействия с исполнительными и законодательными властями.

 

        Был создан Общественный Совет содействия просветительскому движению России, а также одобрена Концепция Программы  «Организационно-методическая и технологическая модернизация общественного просветительского движения России».

 

Второй Московский открытый Конгресс общественного просветительского движения состоялся 17 - 24 декабря 2009 года.

За 8 дней работы Конгресса было проведено 18 различных акций и мероприятий, на которых присутствовало и участвовало около 3300 человек. Несмотря на финансовые проблемы и удалённость, на Конгресс прибыло 30 представителей от региональных просветительских организаций.

Оргкомитетом подготовлен ряд серьёзных информационно-аналитических и справочных материалов.

Весьма значимым и знаковым событием стала встреча представителей актива всех 10 административных округов города с Правлением Московской просветительской организации «Знание».

Почти 150 человек в полном  соответствии с Уставом, приняли решение о вступлении в эту организацию и получили в ходе встречи членские карточки.

В первый день работы Конгресса была проведена презентация альманаха (ежегодника) - «Наука и человечество XXI век». В XX веке альманах выпускался 30 лет. 17 лет -  перерыв. Научная общественность это событие оценивает весьма высоко.

В канун Конгресса Фонд «Знание» завершил выпуск 34-томного энциклопедического масштабного издания «Безопасность России. Социально-экономические, научно-технические и правовые  аспекты». Почти 900 авторов работали над многотомником. Работа получилась уникальная, нигде в мире ничего подобного ещё не сделано!

Конгрессом приняты развёрнутая Резолюция «Общественное просветительское движение. Участие в экономической модернизации  и развитии дееспособного гражданского общества», а также  Обращение к Председателю Правительства РФ В.В. Путину «О поддержке инициативы восстановления в г. Москве мемориала, разрушенного в г. Кутаиси».

 

IV.                      Деятельность организаций ОПД в субъектах Федерации.

               В ряде субъектов Российской Федерации  возрождается практика принятия органами исполнительной  власти комплексных программ  поддержки и развития просветительской работы с населением. Наиболее полно и последовательно эта работа проводится в Центральном федеральном округе, прежде всего, в Москве. Положительный опыт накоплен в Санкт-Петербурге, Челябинской области, Новосибирске, Краснодарском крае, Якутии и др. регионах.

             Заслуживает внимания недавно принятое Правительством Москвы  Постановление «О комплексе мер по обеспечению государственной поддержки развития просветительской деятельности в г. Москве на 2009-2012гг.».

               В документе заложены главные идеи:

               Во-первых, координация просветительской деятельности структур городского Правительства и общественности (Приложение № 4).

               Во-вторых, существенное расширение в просветительской работе современных информационных технологий.

               В-третьих, поддержка и развитие сети организаций, призванных вести непосредственную работу с населением и обеспечивающих широкую массовость этой деятельности.

Объединения ОПД, взаимодействуя со структурами властей, а также с научно- и культурно-просветительскими учреждениями (музеи, библиотеки, планетарии, галереи, информационные каналы, СМИ и т.д.), демонстрируют возможность развития дееспособной системы массовой, отвечающей современным вызовам, просветительской работы с различными социальными и возрастными слоями населения.

 

V.          Участие ОПД в программах общественной дипломатии.

              Участие ОПД в организации международных конференций, выставок, встреч, фестивалей, форумов и др. мероприятий в странах СНГ и Евросоюза, а также в Китае, Японии, Корее, Вьетнаме, США, отражают их потенциальные возможности в развитии программ общественной дипломатии. Ряд организаций имеет реальные возможности для развития своих филиалов, представительств и отделений в странах СНГ и др.

 

VI.         Основные проблемы и недостатки в развитии ОПД.

                    Современное ОПД представляет исторически сложившийся конгломерат различных формирований, включающий элементы прошлой и новой систем: ассоциации и союзы, научные и корпоративные общества; фонды и клубы; обучающие, тренинговые, консалтинговые курсы и институты; фольклорные, экологические и др. центры.

             Во многих организациях проявляется консерватизм в кадровой политике. На уровне лидеров не всегда обеспечивается оптимальное соотношение опытных и молодых сотрудников. Мало специалистов для освоения новых технологий.

             Организации ограничены в доступности  к СМИ. Слабо используются возможности сети Интернет, дистанционного обучения, издательские технологии.

               Слабо развивается, а в некоторых случаях деградирует, региональная и филиальная сеть организаций, что снижает эффективность массовой работы с людьми.

            Большинство организаций не имеет стабильных источников финансирования, современных технических средств, испытывает серьёзные затруднения с необходимыми помещениями.

             Отсутствие достаточного материально-технического обеспечения для организации массовой, отвечающей на современные вызовы и угрозы просветительской деятельности, является основной причиной  слабой вовлечённости в работу с населением большого числа подготовленных и активных представителей интеллигенции.

 

VII.     Предложения.

 

7.1.    Необходимо   обеспечить   оптимальное   соотношение   опытных деятелей науки,   производства,  культуры и образования  с участием  в работе  с  людьми молодых учёных и специалистов, а также студентов и аспирантов.

Весьма авторитетной и статусной должна быть фигура лидера организации.

Особого внимания требует подбор штатных сотрудников и руководителей среднего звена, умеющих работать с людьми, имеющих экономическую подготовку, владеющих информационными  средствами и Интернет-технологиями.

     7.2.    Во всех субъектах Федерации и административно- территориальных делениях необходимо  разработать Программы модернизации и развития ОПД.

                Следует обобщить опыт  ЦФО, Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Краснодара, Новосибирска и рекомендовать его для распространения.

    7.3.     ОПД, используя свой интеллектуальный потенциал, вполне способно внести весомый вклад в развитие системы независимой общественной аналитической экспертизы с целью изучения и прогнозирования процессов укрепления институтов гражданского общества, а также активизации их участия в реализации приоритетных инновационных программ в сферах социально-экономического, общественного и гуманитарного развития отдельных регионов и всей страны.

   7.4.     Для решения этих задач необходимо концепцию Программы модернизации ОПД, поддержанную первым Конгрессом ОПД, довести до региональных уровней, причём, первостепенное внимание следует уделить следующим разделам:

              -     создание единого Интернет-портала «Просветительство»;

              -     подготовка Программы Интернет-ТВ «Планета знаний»;

              -   развитие  и  укрепление  просветительского  радиоканала     «Радио-Знание», а в будущем и просветительского телеканала;

             -     создание единой информационной многоуровневой системы по развитию, поддержке и обеспечению просветительского движения, построенной с использованием современных информационных технологий;

             -   обучение и регулярное повышение квалификации лидеров и актива просветительских организаций;

              -     укрепление технологической и информационно-методической базы  ИМЦ и развитие его, как квалифицированного информационно-аналитического и издательского центра. Организация регулярного выпуска методических  и тематических материалов (бюллетени, сборники и др.) в электронном виде и на бумажных носителях для просветительского движения.

                Создание в восьми федеральных округах РФ опорных информационно-методических центров и филиалов ИМЦ;

               -  развитие и укрепление учебно-информационного и методического центра «Московский дом знаний» в работе с различными категориями населения;

              - распространение популярных научно-просветительских программ с использованием радио- и телеканалов: «Трибуна Академии наук»; «Экология души»; Клуб «Интеллектуал»; «Герои Отечества»; «Памятные даты»; «Великая Провинция России» и др.;

               - проведение стационарных и тематических выставок, семинаров, конференций, круглых столов и других встреч по проблемам и содержанию просветительской деятельности;

- разработка межрегиональных Программ формирования позитивного общественного мнения и развитие системы правового просветительства населения, прежде всего, учащейся и работающей молодежи;

              -    развитие издательско-просветительской программы «Безопасность России.     Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты»;

               -  разработка и реализация программ образовательного и экологического туризма по историческим и памятным местам России и др.

   7.5.    Сложившееся в стране неформальное и достаточно многочисленное сообщество ОПД практически подготовлено, в соответствии с действующим в стране законодательством, к организационно-правовому оформлению в виде определённой формы общественного движения.

При этом нет необходимости   в слиянии  или объединении всех организаций в новый самостоятельный юридический субъект.

Роль высшего координирующего органа ОПД целесообразно возложить на постоянно действующий (регулярно собираемый) Конгресс ОПД (схема - приложение № 5).

Функции исполнительной или координирующей структуры мог бы исполнять ОСПО.

 В таком варианте отдельные  организации свои отношения с ОПД  (в лице Совета и ОСПО) могут строить на основе двухсторонних договоров или на основе объединения по типу Конфедерации.

Очевидно, решение этих вопросов  необходимо вынести на рассмотрение второго Всероссийского Конгресса.

 

   VIII.         О необходимости государственной поддержки.

ОПД в целом и составляющее его отдельные организации, нуждаются в серьёзной поддержке и помощи со стороны действующих структур власти.                              

    8.1.   Необходимо определить актуальные цели и приоритеты в совместно скоординированной работе, а также формы её организации, исходя из актуальных социально-экономических и общественно значимых задач текущего момента.

   8.2.  Весьма острыми для организаций являются ресурсное и материально-техническое  обеспечение, без которого невозможно реализовать программу модернизации ОПД. Решение этих проблем целесообразно вести в нескольких направлениях:

-  во-первых, целесообразно трансформировать системы целевого, грантового и др. форм бюджетного финансирования,  как в центре, так и на региональном уровне, с учётом приоритетных задач по развитию просветительства;

- во-вторых, назрела необходимость разработки мероприятий, способствующих переходу просветительских организаций на систему частичного самофинансирования за счёт создания благоприятных условий для развития издательских, информационных, консалтинговых, туристических, экологических и др. просветительских программ;

- в-третьих, необходимо продумать мероприятия для привлечения финансовых средств от бизнес-сообщества, как на спонсорской, так и на взаимовыгодной основе партнерства.

    8.3.   Развитие  ОПД как системы, состоящей из многих юридически и        экономически самостоятельных организаций, ориентированной на массовую многоплановую просветительскую работу с населением, требует решения на региональных и федеральном уровнях ряда взаимосвязанных задач.

  Во-первых, в соответствии с Программой модернизации ОПД необходимо создать межрегиональную сеть (первоначально на базе федеральных округов) опорных филиалов ОСПО и ИМЦ в гг. Москве, С-Петербурге, Н-Новгороде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новисибирске и Владивостоке. По мере развития в субъектах Федерации массовой просветительской работы сеть может расширяться и до уровня регионов.

  Во-вторых, параллельно с решением этих задач необходимо провести   укрепление ОСПО и ИМЦ, которым предстоит, каждому на своём направлении работы, обеспечить:

             - разработку рекомендаций, методик, аналитических и информационных материалов включая аудио-, видео и компьютерные варианты на электронных и традиционных носителях;

                 - проведение стационарных и передвижных тематических выставок, семинаров, конференций, круглых столов и др. встреч по проблемам просветительской деятельности;

                 -   проведение системной работы по обмену опытом и повышению квалификации кадров организаторов, специалистов и актива организаций по направлениям работы;

                - издание учебной, методической и информационной (тематических бюллетеней) литературы, а также специализированного информационно-аналитического журнала или иного регулярного органа.

 

       IX.        О необходимости поддержки со стороны правящей партии.

 Общественные организации, входящие в состав ОПД, являясь неправительственными и некоммерческими объединениями, заинтересованы в конструктивном взаимодействии с правящей партией, пользующейся признанием в обществе, обладающей приоритетом в законодательной власти, и ожидают поддержку в решении принципиальных задач:

 - определение приоритетов и актуальных направлений просветительской работы в соответствии с задачами социально-экономического развития, а также внешними и внутренними угрозами для нашей страны;

   -     создание условий для материально-технического и правового развития организаций;

   -   участие ОПД в реализации программ общественной дипломатии,  развитие зарубежной филиальной сети и гуманитарного сотрудничества с международными объединениями  в интересах развития гуманитарного сотрудничества с международными объединениями в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации.

 

   X.         Ожидаемые результаты:

   10.1.  Развитие ОПД будет способствовать:

                     - повышению дееспособности гражданского общества и социально-экономической устойчивости страны;

     - формированию в обществе инновационной среды и атмосферы социального  оптимизма;

     - повышению правовой культуры, гражданской активности и ответственности;

       - консолидации интеллектуальных, духовно-нравственных и общественных ресурсов для противодействия распространению пьянства, наркомании, курения и  других пагубных пороков в различных слоях населения и, прежде всего, в молодёжной среде.

     10.2.   Высокий уровень развития ОПД будет привлекать и стимулировать общественно активных и подготовленных представителей науки, образования и творческих профессий культуры к участию в конкретной работе с людьми, а также способствовать ответственному пониманию отечественной интеллигенцией своей роли в формировании гражданского общества, сплочению нашего народа для противодействия современным внешним и внутренним угрозам и вызовам.

      10.3.   Конструктивное  взаимодействие с правящей партией позволит ОПД активно участвовать в объективной информационной и разъяснительной работе с широкими массами людей по месту жительства и в трудовых коллективах, используя свои средства и формы, оказывать интеллектуальную поддержку партии в реализации масштабных планов  и приоритетных задач как перспективного, так и текущего социально-экономического, гуманитарного  и общественного развития каждого региона и всей страны, вести работу по формированию позитивного общественного мнения в отношении деятельности партии и её лидеров в стране и за рубежом

 

              Материалы подготовлены Рабочей группой Общественного совета содействия просветительскому движению России.


Возврат к списку


Первый раз на сайте?